По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат, свела промозглость корчею, неважный мокр уют – в общем, вы можете вполне зримо представить себе начало спектакля. Первые сцены – почти исключительно в чёрно-белой гамме, как старое кино: разнородные пролетарские костюмы, декорации палаточного городка, спуска к реке – да-да, Уралу, и горы – той самой, Магнитной. Она единственная нарушает монохромность производственного быта, отсвечивая тусклой рыжинкой и становясь равноправным участником сценических событий на рубеже 20–30 годов почти век назад. А они разворачиваются вокруг строительства будущего гиганта социалистической индустрии, чьё девяностолетие магнитогорцы отмечают в этом году, которое, в свою очередь, и послужило отправной точкой создания спектакля. Он поставлен на грант главы города, работа шла два года.
За это время работавшие над «Горячими сердцами» – выходец из «Соловушек Магнитки», потомок первостроителя Магнитогорска, а ныне заместитель генерального директора и художественного руководителя московского театра «Геликон-опера», номинант «Золотой маски», заслуженный работник культуры России Илья Ильин, сценарист ряда документальных проектов телеканала «Культура» Мария Скалкина и петербургский художник по костюмам Ника Велигжанинова – вместе с труппой изучили музейные экспозиции металлургической столицы и побывали на экскурсии в цехах ММК. Так на сцене возникли образы, чей облик и судьбы напоминают о хорошо известных на Магнитке прототипах, бутафорские инструменты строителей и горновых вроде «козы» – заплечной конструкции для переноски кирпичей, или ложки для проб чугуна. И что ни сцена – то мелодии Георгия Свиридова, Тихона Хренникова, Дмитрия Шостаковича, Исаака Дунаевского, Василия Соловьёва-Седого.
И все – о стране героев, стране мечтателей, стране учёных. И песня за песней к финалу сцена расцветает красками.
Этой рабочей смене нет преград ни в море, ни на суше, и в сотню солнц мартенами они собираются воспламенить Урал. Тем временем к главным героям нечаянно нагрянула любовь, когда её совсем не ждали – ну до чего же климат здешний на любовь влиятелен. Понимая это, их приятель уже готов уйти с дороги – таков закон: третий должен уйти. И всё же радость на всех одна – под свиридовское «Время, вперёд!» цепь человеческих рук создаёт мощный производственный ритм пуска первой домны. В стремительном движении людей и металла на сцене на равных с балетом участвует хор, утверждая братство по огню мастеров из далёкой довоенной поры.
Накал подготовки тоже был немалый. Никита Федотов, оказавшись без замены в роли сталевара, требовавшей сольного исполнения и полноценной драматической игры в массовых сценах, выдохнул уже к премьере: теперь только вечерние спектакли, без дневных репетиций. Ольга Богоявленских, сыгравшая Варю, признаётся, что едва не отказалась от роли, долго не находя опоры для её образа в сцене с застольной песней-танцем, пока наконец не подыскала подходящих по настрою и характеру героинь в фильмах «Высота» и «Девчата» – в жизни-то сегодня традиционную народную пляску почти не увидишь. А для исполнительницы главной женской партии Натальи Булдышевой в её Асе соединились образы, сошедшие с советских экранов, пластинок и радиопередач и бесконечно любимые бабушкой.
Илья Ильин с одобрением оценивает оснащённость театра и с благодарностью отзывается о сотрудничестве с труппой, дирижёром-постановщиком Эдуардом Намом и своим первым педагогом Светланой Синдиной в работе над спектаклем, жалея лишь о том, что коллектив давно «перерос» возможности здания. К примеру, очень не хватает карманов для динамичной смены декораций и арьерсцены, придающей иллюзию глубины. Что ж, обошлись сценическим кругом – нам ли стоять на месте?
В труппе условно делят два состава исполнителей «Горячих сердец» на киношную и театральную – уж очень по-разному играют в спектакле. Это как две разных постановки – и зрители, несомненно, оценят обе.