Аналогов марафонам наивысшего музыкально-театрального искусства, когда в течение двух-трёх недель поклонникам классики «подавали» бы сразу несколько ярких оперных постановок, а затем и гала-концерты, состоящие из жемчужин мировой оперы в исполнении ведущих музыкальных театров мира, в Челябинской области нет. Да и во всей России их буквально по пальцам перечесть, причём все они проводятся в крупных региональных центрах и краевых столицах. Поэтому, когда в 2007-м масштабный фестиваль зарождался в промышленном Магнитогорске, мало кто мог поверить в то, что «Вива опера!» станет визитной карточкой не только города, но и области, прочно войдя в официальный календарный план регионального министерства культуры.
Однако для Магнитки – города областного подчинения, имеющего в своей культурной инфраструктуре консерваторию и театр оперы и балета, – собственный грандиозный фестиваль стал событием вполне логическим. За 15 лет на сцене Магнитогорского театра оперы и балета выступили ведущие солисты и дирижёры Большого и Мариинского театров, столичных «Новой оперы», «Геликон-оперы», а также театров Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны. Более того, задуманный сразу же международным, «Вива опера!» принимал на своей сцене музыкантов Украины и Белоруссии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, Польши, Китая, Японии, Словакии, Норвегии и других – более 20 стран мира, включая, конечно же, «хозяйку» оперной сцены – Италию, с которой у Магнитогорского фестиваля сложились не только дружеские и творческие, но и партнёрские отношения. Ведь именно концертные агентства этой страны организовали для Магнитогорска конкурсы солистов, и их победители получали в награду участие в «Вива опере!»
– Желающих пройти испытания в итальянских кастингах нашего фестиваля было огромное число, поскольку в Европе при трудоустройстве оперных солистов весомым плюсом в резюме является реальный опыт работы, особенно в государственных, а не частных театрах, и международный фестиваль в Магнитогорске стал желанным пунктом послужного списка, – говорит директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. – К сожалению, сначала пандемия, а теперь международные санкции пока сделали невозможным приезд в наш город иностранных певцов, но и сегодня мы делаем всё для сохранения международного статуса «Вива оперы!»
В этом году, например, это стало возможным благодаря монгольскому баритону Энхбату Тувшинжаргалу. Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории, солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, теперь он представляет знаменитый Пермский театр оперы и балета. Познакомившись с Магнитогорском в прошлом году в рамках фестиваля, он произвёл на публику яркое впечатление, исполнив роль Грязного в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». В этот раз сцена из оперы в его исполнении прозвучала на гала-концерте, причём с той же партнёршей – меццо-сопрано, солисткой «Новой оперы» Полиной Шамаевой. И зритель удивился заметному росту мастерства монгольского певца.
В год, объявленный президентом страны годом культурного наследия народов России, программа фестиваля была посвящена исключительно русской музыке.
На сцене театра оперы и балета зрители увидели оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», затем лучшие образцы русского оперного искусства были представлены и на гала-концерте. Причём не только уже известные магнитогорской публике арии, но также отрывки из произведений, ни разу не исполненных в Магнитогорске. Более того, для составления программы гала-концерта «Вива опера-2022» дирижёры театра обращались в библиотеку Московской консерватории, настолько партитуры редки для российских оперных сцен.Открывает гала-концерт фестиваля увертюра к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки – как известно, основоположника самого жанра «русская опера», который появился с созданием первой в стране оперы «Жизнь за царя», более известной российской публике как «Иван Сусанин». Искрящаяся певучая мелодика, известная всему миру, плотный звук с соло виолончелей, которые берут за душу, а ещё неизбывная грусть, так свойственная русскому сердцу, – то, что создал Михаил Глинка, прочно выдерживается и развивается в русской опере потом на протяжении двух столетий. Исторические сюжеты, требующие драматичности, а порой и трагичности образов, полное погружение в роль, – это и многое другое сделало русскую оперу одной из самых любимых среди публики и при этом сложных для исполнения певцами во всём мире. Именно поэтому, замахиваясь на постановку русского оперного репертуара, все оперные театры мира предпочитают приглашать на ведущие партии именно российских певцов. В том числе участников 15-го фестиваля «Вива опера!», практически каждый из которых имеет в своей истории участие в международных проектах.
Наверное, сложность восприятия русской оперы сыграла злую шутку и с гала-концертом, на который впервые с начала работы фестиваля не набрался аншлаг, хотя число проданных билетов для сложного на концертный досуг Магнитогорска более чем достойно – 700, или две трети зала Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Тягучий материал, медленный темп, не всегда яркая мелодичность арий любимы в основном профессионалами от музыки. Простым зрителям, пришедшим на концерт, порой было сложновато.
– Безусловно, звучащие арии – величайшие образцы оперного творчества, но, скажу честно, тяжеловато, хочется теперь чего-то полегче, – виновато улыбается Михаил Андреевич, пришедший, как и многие мужчины в зале, сопроводить на концерт жену. – А вот супруге очень нравится, и именно русский репертуар – как она говорит, «серьёзный».
– Главной задачей нашего фестиваля является постоянно развитие, расширение репертуара, знакомство публики с неизвестными авторами и операми, – говорит директор МТОиБ Илья Кожевников. – Легче всего набрать однажды список популярной мировой классики и «прогонять» его каждый год, собирая аншлаги. Но нам хочется, помимо развлечения, добавлять в свою деятельность и просветительскую миссию. Поэтому – да, в этом году программа сложная, но уникальная.
Особенную проникновенность ей обеспечил финал концерта, в котором прозвучали арии и песни из оперы Давида Тухманова, более известного как советского композитора-песенника, а также Тихона Хренникова. До слёз прошиб романс Женьки из оперы «Зори здесь тихие» композитора Кирилла Молчанова. Опера эта, кстати, входит в репертуар Магнитогорского театра оперы и балета и пользуется большим спросом среди зрителей. И мощной точкой концерта стали ария Кутузова и финал оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева, исполненные солистом «Геликон-оперы» Михаилом Гужовым и хором театра оперы и балета.
На следующий день гала-концерт юбилейной «Вива оперы!» прозвучал в зале Челябинской областной филармонии имени Прокофьева, в очередной раз поразив собравшихся мастерством магнитогорских музыкантов и глубиной замысла самого фестиваля.
– Нас снова очень горячо приняла челябинская публика – и профессионалы, и любители оперного искусства, в очередной раз признав уникальность фестиваля, родившегося в Магнитогорске, – подытоживает Илья Кожевников. – Нам, безусловно, это очень приятно. А главное, это вдохновляет на дальнейшую работу.