В Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась торжественная церемония закрытия 31-го областного ежегодного фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена» (12+), ставшего одним из главных культурных брендов региона. В этом году парад лучших спектаклей Южного Урала шёл с 19 по 29 октября в Челябинске, Магнитогорске, Верхнем Уфалее, Озёрске и Златоусте.
Организаторы фестиваля – дирекция фестивальных и культурно-массовых мероприятий и Союз театральных деятелей Челябинской области – провели его при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера, регионального правительства, министерства культуры и Законодательного собрания. Честь завершать фестиваль Магнитке выпала впервые с 2015 года. И на этот раз драмтеатру, преобразившемуся после капремонта и оснащённому по последнему слову техники, есть чем удивить гостей.
Зрители театров Южного Урала уже привыкли на входе предъявлять QR-коды сертификатов вакцинации от коронавирусной инфекции. Для них стало естественным посещать учреждения культуры с запасом времени до начала событий. Тем более что организаторы просили всех гостей прийти заблаговременно. Так что никакого столпотворения не было, и церемония закрытия «Сцены-2021» началась вовремя. В ней участвовали первые лица города и области – глава Магнитогорска Сергей Бердников, учредитель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив–2020 Ирина Текслер, министр культуры региона Алексей Бетехтин, депутат ЗСЧО Владимир Дремов, – предваряя вопрос читателей, отмечу: у них, как и остальных, проверили QR-коды.
В фойе постоянные зрители драмтеатра имени А. С. Пушкина тепло приветствовали Владимира Досаева, бывшего директора театра, впоследствии – начальника управления культуры Магнитогорска, а ныне – директора Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки. Гостей со всего Южного Урала было в этот день немало – актёры, режиссёры и представители других театральных профессий из разных городов радовались встрече друг с другом, ведь «Сцена» – не только творческое состязание, но и праздник общения. И вот наконец публика размещается в зале, звучит третий звонок, и действо начинается.
Выступая перед собравшимися, Ирина Текслер сказала:
– Счастлива быть на церемонии подведения итогов фестиваля «Сцена-2021». Рада, что фестиваль, вопреки всему, состоялся, да ещё и в обновлённом драмтеатре. Не могу не поделиться впечатлениями от этого прекрасного здания, от этого театра – теперь уже действительно храма Мельпомены.
В театре имени А. С. Пушкина Ирина Николаевна была впервые, однако мир театра она знает не понаслышке. Первая леди Челябинской области призналась, что она заядлый театрал. Видела несколько спектаклей, представленных на «Сцене-2021», и волнуется в ожидании итогов фестиваля.
– Считаю, что театры Южного Урала – одни из лучших, – подытожила Ирина Текслер и поблагодарила зрителей за то, что с пониманием отнеслись к необходимости предъявления QR-кодов.
– Мы с вами встречаемся в обстановке жёсткого контроля, но ситуация развивается таким образом, что это вынужденная мера, – подчеркнул глава Магнитогорска Сергей Бердников. – Мы с нетерпением ждём результатов и с удовольствием будем чествовать победителей, потому что все они – уральцы, родные и близкие нам люди.
Глава города также отметил, что театру нужен критик, чтобы идти в верном направлении. И с ним наверняка согласятся участники фестиваля, получившие от театральных деятелей не только конкурсные оценки, но и критику, не менее ценную для людей ищущих, готовых работать над собой. Так, директор Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино» Сергей Смирнов в нашей неформальной беседе, состоявшейся уже после церемонии, отметил адекватность и профессионализм критики: не было ни «разгромов», ни «елея», был честный уважительный разговор.
Магнитогорские театры получили созвездие наград первой величины.
Нашему легендарному «Буратино», ещё в 1970-е ставшему символом творческого поиска и новаторства, «Сцена-2021» принесла специальный диплом «За раскрытие глубокой драматической темы в спектакле». «В кукольном спектакле!» – ликует директор театра, и я целиком и полностью разделяю его радость. На мой взгляд, «Белый пароход» (12+) по Чингизу Айтматову, поставленный знаменитым режиссёром из белорусского города Гродно Олегом Жюгждой, – одна из лучших постановок в репертуаре «Буратино» последнего десятилетия, настоящий шедевр. Кроме того, «Белый пароход», как и недавно восстановленная «Капитанская дочка» (12+), – восполняет дефицит спектаклей для подростков. Конечно же, эти постановки интересны и взрослой, искушённой публике.
Театр «Буратино» не только сам достойно представил Магнитку на резонансном областном фестивале, но и принял у себя Челябинский государственный театр кукол имени В. А. Вольховского, сегодня оказавшийся без собственной сцены. Челябинцы утверждают, что в награде «За лучший актерский ансамбль», которой удостоен их спектакль «Каштанка» (12+), есть и заслуга магнитогорских коллег. К слову, постановщик «Каштанки» Пётр Васильев стал и лучшим режиссёром фестиваля. Это отличная новость для магнитогорских зрителей, которым посчастливилось побывать на этом спектакле, – на сцене «Буратино» его показывали трижды, настолько высок был интерес публики.
Блеснули на «Золотой маске» Челябинской области» и другие магнитогорские театры. Одной из самых почётных наград в мире Мельпомены – диплома «За служение театру» – удостоен ведущий мастер сцены драмтеатра имени А. С. Пушкина, заслуженный артист России Юрий Дуванов. Юрий Николаевич связал свою судьбу с магнитогорской «драмой» в 1998 году. На его счету немало профессиональных наград, в числе которых – благодарственное письмо губернатора Челябинской области за большой личный вклад в создание легендарного спектакля «Гроза» (2008), премия областного Законодательного собрания «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства». Почётная грамота Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации Союз театральных деятелей РФ «ВТО» «За добросовестный, высокопрофессиональный труд, личный вклад в развитие культуры города Магнитогорска». Но главная из наград, безусловно, – любовь зрителей. Юрия Дуванова буквально искупали в овациях!
Взыскательным жюри отмечена завершившая прошлый сезон в драмтеатре имени А. С. Пушкина яркая премьера – музыкальная фантазия «Двенадцать стульев» (16+). Помните, в этом спектакле некоторым актёрам приходилось переодеваться дюжину раз? А какие там чудесные костюмы, заметили и те, кто был поглощён действием и не успевал следить за молниеносными переодеваниями. Поклонников спектакля «Двенадцать стульев» порадует награда Татьяны Видановой, ставшей лучшим художником по костюмам по итогам «Сцены-2021». За Татьяну получал диплом её дядя, наставник и коллега Вячеслав Виданов – над постановкой по Ильфу и Петрову они работали в одной команде.
Харизматичный Виталий Лой, солист Магнитогорского театра оперы и балета, за партию старшины Васкова в музыкальной драме «А зори здесь тихие…» (12+) получил диплом «За лучшую мужскую роль второго плана». Ценители понимают: такие награды не менее весомы, чем за главные роли, так как «на втором плане» проявить себя сложнее, для этого нужен истинный талант.
Магнитогорское концертное объединение представило на областном фестивале музыкальную сказку Сергея Приходько по либретто Софии Цифанской «Два сапога – пара» (12+). Зал горячо приветствовал самую юную из лауреатов «Сцены-2021» – двенадцатилетнюю художницу Марию Кирильчеву, оформившую спектакль. Маше вручили специальный диплом в номинации «Надежда» и мягкую игрушку.
На церемонии закрытия «Сцены» давали награды и спецдипломы и другим театрам. Гран-при фестиваля – главную его награду – увёз в Челябинск Новый художественный театр. Спектакль по пьесе Валерия Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» (16+) покорил сердца зрителей, в том числе первой леди Челябинской области Ирины Текслер, которая во время общения с прессой после торжества не скрывала радости за любимую постановку.
Но закрытие грандиозного фестиваля – это не только приветствие первых лиц региона и чествование лауреатов, но и запоминающееся сценическое действо. Зрелищные номера представили театры города и области, а замечательными остроумными ведущими стали актёры магнитогорской «драмы» Игорь Панов и Данила Сочков, перевоплотившиеся в Вильяма Шекспира и Антона Чехова. Елена Кононенко покорила зал искромётным рассказом о встрече бездарной актрисы со Станиславским. Это особый талант – говорить с доброй улыбкой о серьёзном.