Театральные художники в каждом спектакле решают непростую задачу: в ограниченном пространстве создать бескрайний мир, живой и убедительный. И пусть декорации и костюмы допускают предельную степень условности – они должны соответствовать замыслу, концепции, сверхзадаче спектакля. Как это всё создаётся? И ограничивается ли театром творческая жизнь его художников? Даёт ответы на эти вопросы и задаёт новые выставка «Зеркало сцены» (0+), которая до 12 марта идёт в картинной галерее в честь юбилейного, 85-го сезона Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина.
«Зеркало сцены» – понятие многозначное. С одной стороны, это термин, обозначающий видимое зрителю игровое пространство. С другой – театр нередко называют зеркалом жизни, в котором мы отражаемся, чтобы задуматься о мире и о себе.
В выставке приняли участие главный художник МДТ имени А. М. Пушкина Алексей Вотяков, художники театра Гульнур Хибатуллина и Александр Яковлев, художник-фотограф Игорь Пятинин, и актриса, художник Елена Кононенко.
Идея выставки, приуроченной к юбилейному сезону Магнитогорской «драмы», принадлежит инициативной группе МДТ, а обозначила её завлит Наталья Климова, признаётся её однофамилец, директор театра Евгений Климов. И, поскольку начинание было поддержано картинной галереей, работа закипела…
Приветствуя гостей, пришедших на открытие выставки, начальник управления культуры администрации города Млада Кудрявцева сделала акцент на том, что «Зеркало сцены» –уникальная возможность увидеть оборотную сторону театра.
Куратор выставки, научный сотрудник выставочно-просветительского отдела картинной галереи Ульяна Пустошинская отмечает:
– Каждый автор представлял себя не только с точки зрения работы в театре, но и с точки зрения самостоятельной творческой личности, – и не может сдержать радости от того, что Алексей Вотяков, вопреки своей невероятной занятости, смог представить не только театральные работы, но и живопись.
Главный художник драмтеатра Алексей Вотяков поставил более 150 спектаклей, не только в Магнитогорске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Самаре, Казани и других городах России. Один из центральных экспонатов – макет сцены спектакля «Лавр» (16+), ставшего культовым.
– Мы поняли, что главный концепт, который объединяет нас, разных людей с разным мировоззрением, – это, конечно, театр, и что бы мы ни делали, он наложил на нас свою тяжёлую руку, – резюмирует Алексей Василеьвич.
Бесспорным украшением сцены стали фотографии Игоря Пятинина. Выбирал он их по простому принципу: из числа последних работ. Прежде всего притягивают внимания сцены из спектакля «12 стульев» (16+), где в роли Бендера – блистательный Игорь Панов, а в роли Воробьянинова – Николай Савельев.
Оригинальные работы представил Александр Яковлев – личность яркая и многогранная, к слову, именно он – автор идеи и главный организатор «Карнавала у Пушкина», несколько лет радовавшего магнитогорцев и гостей города. Конечно, всем, кто побывал на этом ярком празднике, хочется развития проекта. Яковлев и как художник неординарен. В сфере его интересов – обряды, обычаи, музыка разных народов – а в центре внимания уникальные орнаменты, дошедшие до наших дней из древних времён. Ключевой момент в этих исследованиях – изучение орнаментальной матрицы, способной к трансформации. Графические работы Александра Яковлева завораживают. Художник отражает в графических работах современную жизнь в мире цифр – изогнутые линии, если присмотреться, состоят именно из них. Эти произведения на стыке художественного творчества и математики созданы с помощью компьютерного моделирования. Да, в театре у Яковлева другие задачи и другие способы создавать прекрасное. Тем он и интересен – талантлив во всём. Да он просто ан все руки мастер! Уже окидывая прощальным взглядом выставку, зависаю у торшера, светящегося без лампочек. И внимательно рассматривая его изнутри, не сразу понимаю, как это работает, приходится звать мастера. Секрет – в почти незаметных светодиодных лентах. Красивая вещь, которая не только на сцене хороша, но и интерьер способна украсить. И это лишь один из арт-объектов. Представленных Александром Яковлевым.
Ещё один участник выставки, художник по костюмам Гульнур Хибатуллина, говорит:
– Хотелось представить наиболее яркие для меня образы, проработанные мной как художником, те, куда вложено больше всего души и творчества. Это «Изобретательная влюбленная» (12+) – спектакль, который уже 20 лет у нас на сцене, «Ночь перед Рождеством» – моя самая любимая работа.
Также на выставке можно увидеть работы Гульнур Хибатуллиной для «Денискиных рассказов» (6+) и спектакля в стилистике дымковской игрушки «Как Иван за счастьем ходил» (6+).
Изюминкой церемонии открытия стали замечательные стихи Веры Полозковой в необычной актёрской интерпретации Елены Кононенко. А какие у неё удивительные рисунки! На выставку попали те работы, которые она не успела продать. Не удивительно, что они нарасхват, – в каждой есть парадокс, каждая побуждает на несколько минут остановиться и задуматься.
Участников и гостей выставки тепло встретила директор МКГ Юлия Кривошапко, которая в день открытия отметила 50-летний юбилей. Интервью с Юлией Петровной – в одном из ближайших номеров «ММ».