Он привлекает участников из множества городов Урала и Поволжья. Из Магнитогорска до живописной поляны, расположенной недалеко от города Межгорье, в Карталинской запани, всего 150 километров. По сравнению с расстоянием, которое проезжают гости из Самары и Оренбурга, Челябинска и Екатеринбурга, - рукой подать.
В нашем регионе немало камерных слётов и крупных фестивалей. У каждого своё лицо, своя изюминка. "Лесной микрофон" любят за то, что он сочетает в себе уют и тепло домашних посиделок - и в то же время радует новыми именами. Приглашённые гости - яркие представители жанра со всей страны - открывают слушателям новые грани авторской песни. А роднят авторов, так не похожих друг на друга, доверительное общение с публикой и внимание к песенным текстам: недаром одно из наиболее точных определений этого жанра - поющаяся поэзия.
Основатель "Лесного микрофона" Игорь Соснин - настоящий подвижник: из слёта друзей "вырастил" фестиваль. А подключившийся к организации "Лесного микрофона" уфимский клуб "Белый ворон" вывел фестиваль на новый уровень. Так, на этот раз организаторы порадовали поющий и слушающий народ настоящим созвездием почётных гостей. Это самарцы Александр Вольдман, Ольга Анцинова и Евгений Биринцев, екатеринбуржцы Елена Бушуева и Вадим Стройкин, челябинцы Екатерина Романова и Константин Просеков, Алла Радзивилова и Алексей Кузин из Кемерова, Константин Завалин из Перми и гостья из Горно-Алтайска Ирина Орищенко.
Кроме сольных выступлений и работы в жюри, мэтры провели мастер-классы, на которые молодёжь, да и авторы постарше буквально в очередь выстраивались. Порою один разговор на таком мастер-классе может перевернуть представление о творчестве и вывести на новый уровень восприятия песни.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно охватить всё. Поэтому расскажу в первую очередь о наших земляках. Постоянные участники фестиваля знают: конкуренция здесь высока, и даже не победить, а просто выйти на сцену в конкурсном концерте - уже достижение. Желающих выступить великое множество, отбор ведётся жёсткий. Тем приятнее, что представители Магнитогорска достойно показали себя и получили заслуженные награды.
Владислава Ротанова из клуба авторской песни "Вектор" стала лауреатом в номинации "Автор" с песней "Предвоенная пора". Удивительно, как сумела юная ученица Елены Санаровой так глубоко почувствовать трагедию поколения школьников, чей выпускной вечер пришёлся на 21 июня 1941 года.
Кстати, сама Елена с забавной, но немного грустной песней "90/60/90" о бесчувственных мужчинах, которых фигура интересует в женщинах больше, чем интеллект, сорвала овации и получила приз зрительских симпатий.
В номинации "Дуэт" стали дипломантами руководитель клуба "Лабиринт" Наталья Гузынина и её ученица Анастасия Лаврентьева с песней магнитогорского автора Юлии Гладкой "Вересковый мёд". Таня Купкина, также представлявшая "Лабиринт", удостоена диплома за исполнение песни Новеллы Матвеевой и Александра Флярковского "Солнечный зайчик". А Игорь Николаев стал лучшим автором музыки за песни на стихи известного поэта Игоря Иртенева и магнитогорца Валерия Новикова.
Творческую программу "Лесного микрофона" украсил магнитогорский дуэт "От винта". Владимир Лонский и Юрий Кощеев проводят музыкальную утреннюю зарядку, ставшую на "Лесном микрофоне" традицией, и, конечно же, участвуют в концертной программе, исполняя лирику и юмористические зарисовки.
Ещё одна изюминка фестиваля - маленькая и уютная сцена "Песни путешествий", организованная клубом "Белый ворон". Её гостеприимная хозяйка Рая Маяцкая приглашает выступить всех, кто поёт о морях и горах, о дорогах и открытиях. Здесь поют и признанные авторы-исполнители, и творческая молодёжь. Вторая фестивальная площадка не даёт зрителям заскучать во время пауз в работе главной сцены.
На обеих сценах "Лесного микрофона" состоялись и "сольники" Виктора Мельникова (на фото справа). Он нечасто появляется на фестивалях и участвует в концертах, так что это был самый настоящий подарок "Лесному микрофону". Говорят, в авторской песне музыка не главное. Говорят, нот всего семь, и банальная мелодия - скорее норма, чем повод для критики. Мельников - бесспорное опровержение этих расхожих суждений. Да он, пожалуй, о бардовских клише и не задумывается вовсе. Просто заставляет звучать мелодию, скрытую в стихотворных строчках. Кажется, он слышит, как в середине строки поэт на мгновение замирает, затаив дыхание, и чернильная капля медленно-медленно падает на белый лист. А потом вдруг откуда-то из небытия проявляется образ…
Большинство знатоков песни под гитару скажут: бардовская Магнитка ассоциируется у них прежде всего с Виктором Мельниковым. Его песни на стихи классиков русской и зарубежной поэзии знают и поют, без преувеличения, по всему миру. Имена магнитогорских поэтов звучат в самых дальних уголках необъятной нашей Родины благодаря Мельникову. Впрочем, и сам он - интересный поэт, хотя всё больше скромничает и обращается к Попову и Карпичевой, Кедрину и Тушновой, Самойлову и Бродскому, Вегину и Тарковскому…
Стоит зазвучать первым аккордам Виктора Мельникова - забываешь обо всём и боишься спугнуть ощущение чуда, словно бабочку, опустившуюся на ладонь. Таковы магия музыки, магия слова, магия песни.
Представляется мне, не случайно это совпадение - дебют известного магнитогорского автора на "Лесном микрофоне" и первый в истории фестиваля сеанс прямой связи с экипажем МКС. В рамках проекта Amateur Radio on the International Space Station - "Любительское радио на борту Международной космической станции" - юные поклонники авторской песни получили возможность задать вопросы членам экипажа. Выяснилось, что на борту МКС тоже есть гитара, а любимое занятие космонавтов в минуты досуга - любоваться Землёй, которая из космоса потрясающе красива.
А мне подумалось: иногда звёзды совсем рядом. И как же здорово, что есть люди, погружение в творчество которых сродни космическому полёту.