Концерт состоялся 10 апреля во Дворце спорта имени И. Х. Ромазана. Это было особенное выступление: фактически новое рождение программы, впервые явленной зрителям в 2023 году. Сейчас идёт тур, охватывающий девять городов, от Магнитогорска до Архангельска. И вы, конечно, помните, почему публика волновалась, не отменят ли его. 22 марта был теракт в «Крокус Сити Холле» перед концертом «Пикника». Террористы выбрали самое многолюдное мероприятие: этот зал мог вместить до 9500 человек.
Горе пришло и в команду «Пикника»: погибла заместитель директора группы Екатерина Кушнер, которая во время террористической атаки находилась в фойе. Музыканты, которые в ожидании концерта были в гримёрке, остались живы. Но, по большому счёту, в «Крокус Сити Холле» не было тех, кто «не пострадал» – пережитое навсегда останется незаживающей раной.
На официальной странице группы в соцсети «ВКонтакте» (18+) https://vk.com/piknik_info лидер «Пикника» Эдмунд Шклярский выступил с видеообращением к слушателям, которое невозможно слушать без слёз – как и песню-молитву «О невинно убиенных», так остро звучащую после трагедии. А потом появился пост: «Одна из задач террора – запугать и выбить привычную почву из-под ног. Поэтому мы будем делать то, что от нас зависит: концерт в БКЗ [«Октябрьский» в Санкт-Петербурге] 27 марта должен состояться, собранные средства будут направлены пострадавшим в теракте».
Благотворительный концерт «Пикника» совместно с симфоническим концертом «Таврический» (12+) транслировал канал «РЕН ТВ» (16+), запись есть в сети. Подтверждение значимости и нужности этого концерта – не только собранные в поддержку пострадавших и семей погибших миллионы, но и то, что люди, спасшиеся в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске, поехали на концерт любимой группы в Питер.
Каково было музыкантам группы «Пикник» выходить после трагедии на сцену? Страшно ли снова услышать звуки выстрелов? Трудно ли петь, когда встаёт ком в горле? Давил ли груз ответственности? На эти и множество других, в сущности, банальных вопросов, которые наверняка звучали бы в каждом из городов перед концертом, мы ответа не знаем. В этом туре общения с прессой не предполагалось, и это можно понять. Главное они сказали своими песнями. И своей честной, мужественной позицией: «Музыка должна звучать!»
Да, кто-то после теракта побоится идти на концерт и сдаст билеты. Но кто-то купит билет, чтобы поддержать «Пикник», – даже если до того избегал толпы, неизбежной на столь массовых событиях. И убедится: на выступлениях «Пикника», даже многотысячных, толпы нет. Есть сообщество единомышленников. Образные, философские песни, оригинальный музыкальный стиль «Пикника» интересны людям разных поколений, от подростков до слушателей «серебряного» возраста. Первый альбом группы вышел в 1982-м, и за четыре с лишним десятилетия «Пикник», к радости его поклонников, не впал в мемориальную фазу, как большинство легенд рока. Постоянно появляются новые хиты, которые зал – будь то клуб или стадион – подпевает хором.
Программу «Будущее ждёт нас» в составе легендарной группы представляют Марат Корчемный (бас-гитара, бэк-вокал, 3D-мэппинг, акустическая гитара), Станислав Шклярский (клавишные, синтезатор, аранжировки духовых, бэк-вокал) и Ильгиз Юнусов (ударные, перкуссия, бубен). Украшением шоу стали саксофонные партии Владимира Кумарина. Стержнем «Пикника» на протяжении всей его истории остаётся творчество Эдмунда Шклярского – поэта, композитора и мультиинструменталиста, самобытного художника, оформляющего обложки дисков и иллюстрирующего свои книги. А ещё он, выпускник питерского «политеха», изобретает музыкальные инструменты…
Ещё один остающийся незаданным вопрос: каким чудом удалось так быстро восстановить техническую часть шоу «Будущее ждёт нас» после того, как аппаратура и инструменты сгорели при пожаре в «Крокусе»? Посмотрела запись ноябрьского концерта в Москве – уровень шоу, показанного в Магнитогорске, ничем (как минимум ничем существенным) ему не уступает. Анонс программы «Будущее ждёт нас» гласит: «Пикник» амбициозно заявляет, что намечается шоу планетарного масштаба… Необычных впечатлений добавят трёхмерная голограмма и, конечно, Лазеры – с большой буквы, потому что их будет много и они погрузят зрителей в волшебный мир фантасмагории…» И правда, было невероятно круто. Пересказать то волшебство, которое видят зрители на концертах «Пикника», невозможно. Да и фотографий не будет – кроме традиционного фото музыкантов со зрителями в финале концерта. Скажу только: анонс нисколько не преувеличил. Всё так и есть.
Да, существуют качественные концертные записи «Пикника». Но они лишь отчасти передают происходящее на живых выступлениях – так видео не передаёт магии театрального спектакля. В этом родстве ничего удивительного: без элементов театрализации выступления «Пикника» не обходятся. Пожалуй, хрестоматийный пример – номер с девушкой-виолончелью.
Находка концертной программы «Будущее ждёт нас» – вторая сцена. Сначала это небольшой пустующий подиум, на котором ничего не происходит. А в середине концерта, во время соло ударника Ильгиза Юнусова, на этот подиум переходят Марат Корчемный, Эдмунд и Станислав Шклярские – и через три песни «возвращаются с острова на большую землю». Это делается не ради эффекта неожиданности – для зрителей, разместившихся в отдалённых от сцены зонах концертной площадки, это счастливая возможность увидеть музыкантов вблизи.
Автографов на этот раз (поправьте меня, если я ошибаюсь) не удалось получить и самым целеустремлённым фанатам. Но так ли это важно, когда творчество «Пикника» – автограф, оставленный на сердце? У каждого слушателя своя история знакомства с песнями Эдмунда Шклярского, есть она и у меня. Конец девяностых, друзья дали послушать кассету. На ней написано только название группы – имя её бессменного лидера я узнаю позже. Буду гонять эту плёнку безостановочно, а больше всего мне придётся по душе песня «Там, на самом на краю земли» (0+). Четверть века спустя под эту песню я включу фонарик телефона в финале магнитогорского концерта, и мой огонёк станет одной из множества звёздочек, зажжённых для гениального Эдмунда Мечиславовича Шклярского и его прекрасных музыкантов. И не надо будет скрывать слёз – рядом только те, кто поймёт. Я выйду с этого концерта счастливой – потому что у меня есть билет на «Пикник» в Челябинске (одного концерта, предвидела я, мне будет слишком мало). А прежде чем взяться за этот материал, я буду долго листать новую книгу стихов и рисунков Шклярского «Белее белого» (16+). И радоваться за тех, кому только предстоит в этом апреле попасть на концерт «Пикника» – и «увидеть сияние неземной чистоты».
Низкий поклон музыкантам за то, что их не сломила беда, и за то, что помогают выстоять другим.