Не знаю, как вам, а мне всегда казалось, что Сайдо Курбанов покинет Магнитку. Не его размерчик - при всей любви к родине.
В этом году мы получили приглашение осветить съемки многосерийного телепроекта "Внучка генерала": Ирина Апексимова, Дмитрий Харатьян, Александр Пороховщиков… Но наше внимание привлек режиссер - Сайдо Курбанов. Мы встретились в монтажной Мостелефильма, где он работает. Хотели, конечно, попасть на съемки, но… Кризис - сами понимаете: от телеканала не пришли деньги, и съемки, дабы не платить за простой, заморозили. Правда, через неделю обещали "пустить" вновь. Сайдо Курбанов сидел за компьютером и от чистого сердца ругал бездарный сценарий.
- Когда мы снимаем сцены у водоемов, актеры просят: "Сайдо, а можно авторов сценария пригласить? Мы бы их утопили". С удовольствием помог бы им в этом, но я их в глаза не видел - более того, в сценарии не прописан автор. Думаю, это группа товарищей, которые ни черта не смыслят в киносценарии. Попробовали бы они сами прочитать написанные ими диалоги - люди так не разговаривают! И мы садимся каждое утро и переписываем сценарии - переводим с русского на хороший русский.
- Во всем мире сериальным актерам платят мало. В России же съемки в них стоят ровно столько же, сколько в полном метре. Поэтому в тех же США Анджелина Джоли вряд ли пойдет в мыльную оперу, а у нас можно снять Безрукова даже в плохом сериале...
- У нас тот же случай - актеры получают свои традиционные ставки. Я не спрашиваю, сколько они стоят, но знаю, что это съедает львиную долю бюджета. И на оставшиеся 25 копеек мы снимаем - в основном, в пределах Мостелефильма, Марьинского района… Сняли несколько кадров отдельно, чтобы было понятно: это Москва… Беда продюсеров - они не понимают, что такое хорошая литература. Мне после работы в театре с пьесами Чехова, Островского, Уильямса…
- Вы имеете в виду какой-то конкретный театр?
- А я только в одном театре работал. В кино - с 69-го по 89-й в Москве, потом - в Душанбе. Когда кино рухнуло, мы с Ахадовым уехали в Магнитогорск - на 14 лет. И когда имеешь дело с драматургией Чехова, сложно переходить на уровень Снапснупкина, где в детективе не могут свести концы с концами.
- И как вас занесло снимать "Внучку генерала"?
- Съемки уже начались, когда Валера Ахадов попросил меня продолжить. Я смутно представлял, что здесь происходит, потому что готовился снимать "Срочно в номер-2" со Славой (актер Ярослав Бойко - Прим. авт.) - мы уже работали, сдружились, и Слава расстроился, что я ухожу. Согласился на восемь серий, но Ира Апексимова и Дима Харатьян не захотели со мной расставаться, "настучали" начальству, и меня уговорили завершить съемки.
- Простите за нескромность: платят достойно?
- Во всяком случае, больше, чем платили бы другому.
- Сайдо Бобоевич, глазам не верю: на вас часы ММК.
- Да, это подарок Владимира Скрипки. Хорошие швейцарские часы, сделанные на заказ для менеджеров комбината. Лет семь назад я им немного помог в выборах, и мне их подарили.
- Только не говорите, что вы их носите из патриотизма!
- Я ношу их потому, что, во-первых, действительно люблю Магнитку. Кроме того, они идеально ходят.
- И за "Металлург" болеете?
- И даже смотрел он-лайн матч с "рейнджерсами" в Интернете, потому что его нигде не показывали. И очень ругался: вести три-ноль и в итоге проиграть четыре-три? Позор. Одно успокаивает: начало сезона. В конце все равно что-нибудь возьмем.
- Перебираясь из Душанбе в Магнитогорск, вы уже знали, что это перевалочный пункт?
- Я вообще ничего не знал: был такой слом! В Душанбе я особо не собирался - жил в Москве, а потом встретил свою узбечку (жену, актрису Фариду Муминову - Прим. авт.) и уехал с ней. Потом в Таджикистане началась война, кино кончилось… Кстати, я замечательно чувствовал себя в театре, несмотря на то, что получал семь копеек в месяц - даже в отпуск ни разу не съездил. Однажды поехали в Севастополь к матери Фары, а потом полгода с долгами расплачивались (Смеется). Потом Андрюша Малюков пригласил меня сняться в "Спецназе" - и киношная бацилла во мне снова ожила. Тем более, все говорили: "Ты куда пропал - тут работы навалом, приезжай!" Приезжать было некуда - московскую квартиру я оставил прошлой жене, и мне предложил приют бывший магнитогорский журналист Володя Мозговой. Я давно просил Владимира Досаева найти молодого энергичного режиссера в театр. И когда приехал Сережа Пускепалис, понял: надо возвращаться в кино. Приехал в Москву и, когда денег осталось только на мыло и веревку, нашел первую работу.
- Это бог помог?
- (Смеется). Не думаю, что бог стал бы заниматься такими мелочами, хотя по жизни я везунчик. Все кричали, что работы полно, но, куда я ни сунусь, мне говорили: "Подожди, не сейчас..." Я пришел к своему другу - драматургу Жене Козловскому - просто посидеть за рюмочкой водки. Ему нужно было куда-то позвонить, и в конце разговора он спросил: "Слушай, тебе режиссеры не нужны?" Оказалось - нужны. Так я начал снимать проект Первого канала "Розыгрыш". Мои сюжеты - с Димой Биланом, Николаем Дроздовым, группой "Фабрика", Андреем Федорцовым… Это, я вам скажу, такие нервы! В самом сценарии сразу заложено несколько вариантов - может, герой поступит так, а может, не так… И я требовал схитрить в сценарии так, чтоб герой попал… как бы в трубу, где можно идти только одним, намеченным нами путем. Снимали 14 спрятанных камер, и все равно неожиданности происходили.
- Только честно: ходят слухи, что актеры все знали и просто играли.
- Это называется "снять по-белому". Так снимали первые сюжеты, но потом решили разыгрывать честно - как раз в это время я пришел. По-белому снята раздавленная машина Нины Руслановой, к примеру, Ольга Аросева на даче с тимуровцами... И так видно, что актриса играет!
- Долго пришлось доказывать профессионализм?
- Как-то на "Розыгрыш" приехал Константин Эрнст - отсматривать сюжеты, ведь на проекте работает много режиссеров. Спросил: "Чей это "Розыгрыш"?" Ему указали на меня, он повернулся, посмотрел и сказал: "Поздравляю, у вас наконец-то появился профессионал".
- С тех пор вы, признанный профессионал, постоянно в работе?
- За год снял шесть полнометражных телефильмов - это очень много: я еще не закончил один проект, а уже начинаю готовиться к другому. Иногда взмолюсь: дайте отдохнуть. А мне в ответ: "Не, старик, проект хороший - давай".
- Это Ахадов вас "эксплуатирует"?
- Нет, он недавно сюда пришел. На "Мостелефильм" меня привел оператор, с которым мы еще в советское время снимали, Алексей Найденов. Мне дали сценарий фильма "Сиделка" - его уже раз пять по телевизору показывали. Надо 90 минут, я снял 93, чтобы при генеральном отсмотре, когда будут замечания, как бы бархоточкой пройтись и убрать лишнее. Показали начальству - они сразу приняли. С тех пор меня и "эксплуатируют".
- Квартиру скоро купите?
- Мы снимаем: купить квартиру в Москве очень дорого. К тому же, я не коплю - трачу деньги направо и налево. Но это правильно: мне 61 год - куда копить? И потом, приятно, когда ты можешь купить жене шубу - любую, какую пожелает.
- Фарида Муминова, я знаю, часто бывает в Магнитогорске…
- Да, по печальному поводу - у нее онкология, в Магнитке она лечится. Сейчас, слава богу, все замечательно, после семи "химий" уже волосы отрасли. А наш сын так и живет в Магнитогорске, работает в ГАИ и сам уже имеет 12-летнего отпрыска.
- Помню магнитогорский телесюжет - журналисты у вас дома. Обратила внимание, что в квартире нет ремонта, и сразу поняла: уедут.
- Я сделал ремонт. Только закончили - я уехал. И так всегда: в Москве закончил ремонт - уехал, в Душанбе завез стройматериалы - началась война, и мы все бросили.
- На фестивале документальных фильмов говорили, что публика становится умнее и уже не любит дешевые сериалы…
- Вранье - гляньте рейтинги: смотрят сериалы, ситкомы - всех этих нянь, пап с дочками и "аншлаги". Мы с Сережей Пускепалисом написали сценарий - поверьте мне, он хороший. Обиваю пороги кинокомпаний - никому это не надо. "Мы странно встретились" - из всех своих фильмов его я люблю меньше всего. Однако именно он имел самые высокие рейтинги.
- Вы горды тем, что подняли в Магнитогорске театр?
- Это Ахадов. Сейчас там работают замечательные режиссеры, но закваска, я считаю, ахадовская. Я сразу говорил Валере, что не буду ставить спектакли - просто буду помогать, потому что я не театральный режиссер. И на сцену уже не выйду ни за какие коврижки, потому что я так трясся перед этим - я не актер.
- Вы удачно имитировали актерство.
- (Смеется). Ну да. Но в Магнитогорске было искусство. И сейчас театр в потрясающей форме - кому попало не дают "Золотую маску". Причем это уже новый спектакль, поставленный не нами.
- Ваша жена работает?
- Она служит в театре Джигарханяна. Армен Борисович предложил ей показать отрывок, но в кабинете сидел актер, который спросил: "А не вы играли в "Дорогой Елене Сергеевне" у Ахадова?" Фара ответила: "Я". Джигарханян повернулся к нему: "Ну и как?" - "Отличная актриса". И ее взяли без проб. Потом она заболела и, готовясь к долгому лечению, написала заявление по собственному желанию. На что Армен Борисович сказал: "Какое еще собственное желание? Есть больничный - оплатить!"
- Почему вы не пользуетесь положением и не снимаете жену?
- Сериал с "немедийным" лицом в главной роли не канает. Андрей Майоров - магнитогорский актер - сейчас живет в Москве, во всех моих фильмах играет эпизоды. Таскаю его на все кастинги. Посмотрят и говорят: "Отличный актер, но немедийный". Я им: "Ну так надо начинать делать его медийным - они ж не с дерева сразу известными спрыгивают!". Когда я пойму, что появилась роль для Фары, я ее сниму.
- Как мужчине вам интересно жить с разгаданной, предсказуемой женщиной? Или постоянно нужно что-то в ней открывать, завоевывать?
- Не знаю. Вот лет 30 назад я бы сразу ответил вам, а теперь… Мы с Фарой знаем друг друга как облупленных. И меня удовлетворяет то, что я знаю. Я не подкаблучник, но и она не восточная женщина, мы всегда были на равных, имели свое мнение, и эти мнения мистическим образом всегда совпадали.
- Режиссер "Розыгрыша", худрук "Детективов" на Первом, режиссер Мостелефильма… Что еще?
- Еще я снял два документальных фильма, один даже выдвинули на "Нику", но не дали - совершенно справедливо, я считаю. Он назывался "К-219. Последний поход", посвящен 100-летию российского подводного флота. Смешная история была: ночью как-то ловлю машину, разговорились… Водитель мне: "Вы на телевидении такую муть снимаете! А тут я недавно фильм посмотрел про подводную лодку - очень понравился. Я сам подводник, все так точно передано!" - и пересказывает мой фильм. Я уж ему не стал говорить, кто его автор.
- А я бы сказала!
- И жена моя сказала: садилась возле дома в такси, таксист говорит: "В этом доме живет парень, он в "Багдадском воре" играл - отличный актер". И Фара ему сразу: "Это мой муж".
- Чего еще от жизни хочется?
- Отпуска. Хочу за границу съездить - я ведь нигде не был! В Германии по работе да в Венгрии - опять же, по работе, еще в советские годы. Мечтаю поехать в Венецию, в Англию… Господи, вспоминаю театр: отпуск был, но денег на него не было. Теперь все наоборот.
- Почему жена выбрала для лечения именно Магнитку?
- Там знакомые врачи, к ней замечательно относятся, ей все роднее, ближе… Да и не думаю, что в Москве лучше оборудование. Она даже кровь не стала сдавать в Москве: "Нет, только в Магнитке - там у меня Наташа, Таня…"
- Тем, кто считает, что все лучшее в столице, что вы можете сказать?
- Правильно. Все лучшее собрано в столице - из провинции.
Он предложил подвезти нас до метро. И по дороге мы узнали кое-что интересное. Оказывается, Сайдо Бобоевич - православный: носит нательный крест и верует в Христа. Его русская мама была крещеной, а отец-таджик - атеистом. Сыну она передала свою веру - теперь он даже крестный отец. А он передал православие своей жене Фариде Муминовой, тоже дочери русской матери, лично приведя ее в храм.
Москва-Магнитогорск