КОРНИ ФЕСТИВАЛЯ ведут к актеру Валерию Золотухину, ставшему его президентом, и славному городу Калуга, где он состоялся впервые. Но справедливо рассудив, что Москва привлечет к фестивалю более пристальное внимание, «Верное сердце» переехало в Москву: в числе организаторов – столичное правительство, Мосгордума и управление делами Московской патриархии.
Кроме них – благотворительный фонд Петра и Февронии Муромских. Это легендарная древнерусская княжеская пара, причисленная к лику святых за то, что несмотря на испытания, выпавшие на их долю, сумели сохранить христианскую добродетель, а главное – не растеряли семейные ценности. И в награду умерли в один день. Статуэтка в виде молящихся Петра и Февронии была главным трофеем победителей.
«Верное сердце», пожалуй, единственный, что называется, узконаправленный фестиваль: в программе только семейное и детское кино. Его организаторы также поняли, что телевидение – это сегодня «наше всё» и бороться с этим бесполезно, а посему учредил и отдельную номинацию за телевизионное кино. В нем рассматривали и оценивали и сериалы, коими нынче заполнено телепространство. В рамках фестиваля прошло несколько «круглых столов» и ток-шоу, связанных с проблемами современного кинематографа. В них принимали участие не только профессионалы, но школьники, молодежь… Споры велись часами – в буквальном смысле до хрипоты. На просмотры фильмов – естественно, бесплатные – были приглашены школы, детские дома и интернаты, дети из малообеспеченных семей... Одним словом, мероприятие получилось не только эстетичным, но и социально направленным.
Среди гостей – старая, проверенная годами и творчеством актерская гвардия: Владимир Этуш, Татьяна Самойлова, Валентина Теличкина, Евгений Герасимов… Примкнула к рядам борцов за семейные ценности и бывшая «Мисс Вселенная», а нынче телеведущая Оксана Федорова. Она возглавила жюри по детским и молодежным проектам.
Может, потому было обидно, что фестиваль остался не в полной мере освещен прессой: информационная поддержка – исключительно столичные телеканалы и газеты.По словам председателя жюри «Верного сердца» народной артистки России Ирины Алферовой, главная проблема кинематографа – в его зацикленности на так называемых маркетинговых городах – Москве и Санкт-Петербурге. Между тем лицом России они, конечно же, не являются. Но федеральные телеканалы, как, собственно, федеральный бюджет, не захотели оказывать семейному фестивалю помощь.
Если прибавить к этому то, что большинство кинофильмов, демонстрируемых в конкурсной и внеконкурсной программе, не относились к коммерческому кино, а значит, прокатчики просто не возьмут на себя риск везти эти фильмы в провинцию, можно сказать однозначно: магнитогорцы не увидят этих фильмов, которые, конечно же, видеть необходимо – потому что, как справедливо отметили участники, давно пора лечить общество с помощью хорошего, доброго кино.
Создатели фильмов-конкурсантов делали свое кино именно для творчества – многие даже на свои деньги. Размер премии – 300 тысяч рублей «стоит» Гран-при, 150 тысяч – первые места в номинациях – конечно же, не покрыл расходов на кинопроизводство, но и эти деньги принимались с большой благодарностью.
Среди награжденных – сплошь имена молодых режиссеров. Из именитых разве что Оксана Байрак, снимающая нынче популярные телефильмы из числа «женских романов». И это, как отметили члены жюри, тоже хорошо: уж если даже молодежь не кидается ради денег на боевики, значит, у российского кино о вечных ценностях есть будущее.
Среди членов жюри – представители России и Украины, Белоруссии и Сербии. Среди конкурсантов, кроме уже перечисленных стран, – Германия, Швеция, Франция… Причем европейцы с большой охотой повезли свое кино в Россию и очень обрадовались теплому приему своих творений – потому что это значит, что проблемы семьи едины во всем мире: сокращение количества браков, увеличение числа разводов или вообще нежелание связывать себя узами ответственности. Как следствие – повсеместное падение рождаемости, специалисты уже говорят о вымирании белой расы как таковой.
Может ли кино спасти человечество от демографического кризиса? В одиночестве – конечно, нет, с этим согласились все члены жюри. Но, однозначно, оно подтолкнет человечество, в том числе власть имущих к решению этой проблемы. И общими усилиями, возможно, народ постепенно вернется к ценностям крепкой семьи.
Очень показательным в этом отношении было всеобщее внимание участников фестиваля и прессы к маленькой девочке – шестилетней Насте Добрыниной, сыгравшей главную роль в пронзительном фильме «Кука» и получившей приз – за лучшую детскую роль. Ее с полной уверенностью можно назвать актрисой – так великолепно она держится на сцене, так уверенно и по-детски трогательно говорит слова благодарности создателям фильма, принесшего ей известность.
По словам продюсера «Куки» и исполнителя саунд-трека к этому фильму, депутата Мосгордумы и владельца медиахолдинга «Интермедиа» Андрея Ковалева, он очень рад, что принял участие в работе над продвижением «Куки» на большой экран.
– Это удивительная девочка и удивительный фильм, я давно уже не видел ничего подобного: взрослые люди на протяжении всего просмотра плачут, а выходят из кинотеатра с ощущением полного счастья. Знаете, как у Чехова: читаешь – смеешься, а прочитал – и стало грустно. Только наоборот. Этот фильм возвращает нас в светлые времена хорошего и качественного кино 50–70-х годов, которое я просто обожаю.
Лучшим анимационным проектом стал мультфильм молодого петербургского режиссера Натальи Березовой «Про барана и козла». Лучшими короткометражными фильмами признаны сразу две картины – «Девочка со спичками», снятая Ангелиной Мирошниченко на свои деньги, и «Маниту», французского режиссера Жоржа Ле Пиуфль.
Приз за лучший телевизионный фильм получила военно-патриотическая картина «Последняя исповедь» режиссера Сергея Лялина.
А Гран-при единогласным решением жюри удостоена картина казахского режиссера Жанабека Жетиурова «Записки путевого обходчика». Фильм тоже снят на собственные деньги молодого режиссера. Но победа стоила затрат, даже не окупленных премией.
Ирина Алферова сказала в адрес молодого режиссера и его творения много добрых слов: главным критерием ее выбора в пользу «Записок путевого обходчика» стало то, что спустя два дня после просмотра она поймала себя на мысли, что постоянно думает о старике – герое фильма. И это несмотря на то, что каждый день ей приходилось отсматривать несколько конкурсных работ.
На правах хозяина фестиваля последнее слово – за президентом «Верного сердца» Валерием Золотухиным:
– Я считаю, что фестиваль удался. И те добрые картины, которые, я надеюсь, дойдут до зрительской души, тому полное подтверждение. Я уже могу сказать, что проведение III международного фестиваля «Верное сердце» уже утверждено московским правительством. А значит, мы прощаемся до следующего года. И хорошего нам всем кино.