Юбилей со дня рождения Лермонтова – знаменательная дата для российской культуры.
Великий русский поэт родился в Москве 3 (15) октября 1814 года, 15 (27) июля 1841 в Пятигорске погиб на дуэли, повторив трагическую судьбу Александра Сергеевича Пушкина, скорбь о котором звучит в знаменитом стихотворении «Смерть поэта». До сих пор нет точного подтверждения тому, что двум гениям удалось (либо не удалось) встретиться в этом мире. Магнитогорский писатель, художник, журналист, путешественник, заслуженный работник культуры РСФСР Владислав Аристов включил в свою книгу прозы «Выбор судьбы» (2023, 12+) несколько эссе, посвящённое его любимому поэту. Эссе «Версия» – взгляд Владислава Николаевича на возможную встречу Пушкина и Лермонтова. Предлагаем его вниманию читателей.
Версия
Владислав Аристов
В октябре 1835 года корнет лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов представил трёхактную редакцию пьесы «Маскарад» в драматическую цензуру; в ноябре пьеса была возвращена автору с пометкой «для нужных перемен»… В конце декабря того же года друг Лермонтова, губернский секретарь Раевский, передал директору императорских театров Гедеонову письмо Лермонтова с текстом второй четырёхактной редакции «Маскарада» под названием «Арбенин». А в октябре 1836 года уже пятиактная пьеса «Маскарад» (12+) под названием «Арбенин» была «запрещена» драматической цензурой.
Незадолго до этого «запрета» к Пушкину заявился князь Вяземский; погода в столице томилась сыростью вперемежку с порывистыми ветрами с моря, и прежде чем скинуть набухший влагой плащ, князь извлёк из рукава свёрнутые трубочкой листы бумаги и вручил их Пушкину, зябко выговаривая:
– Александр, принимай, – высвободился от плаща и цилиндра и с шутливой церемонностью поклонился хозяину дома.
– И что ты мне всучил, – безучастным голосом спросил Пушкин, – да ещё в такую мокреть на дворе, так что это?
Пушкин пребывал не в духе после того, как выслушал жалобу жены на почтальона, утром вручившего не ей, а слуге письмо от бывшей фрейлины П., старинной подруги матери Натали. В письме вопрошали о том, правда ли… и что Геккерн на приёме у великого князя позволил себе посетовать на… и что их тётка З. встречалась с Геккерном и выражает… Письмо заканчивалось советом на какое-то время покинуть столицу, хотя бы в Москву… Пушкин, не дочитав письма. вспылил, порвал письмо и, бледнея в лице, спросил жену: «Может быть, нам так и следует поступить?» Но увлажнившиеся глаза Натали промокнул своим платком. Настроение же его опустилось до погоды на улице.
– Так что это? – повторил вопрос Пушкин.
– Прочтёшь – узнаешь, – не без досады отвечал князь. - Пустое я бы тебе не принёс. Свеженькое принёс, даже совсем свеженькое, а дали почитать в цензуре, не скажу кто, догадаешься сам. Попросили показать тебе, просили управиться в три дня.
Пушкин согласно кивнул и пригласил князя погреться чем-нибудь бодрящим.
Через три дня они расположились в кабинете за кофейным столиком, и Пушкин спросил:
– Ты ещё что-нибудь читал из его сочинений?»
И Вяземский ответил:
– Читал, и ты читал.
Пушкин, заметно нервничая, щёлкнул острым ногтем по кофейнику:
– Что и когда? Будь любезен, напомни.
– Вспоминай, Александр, вспоминай! Минувшим летом вышла книжка от «Библиотеки для чтения», и там целая поэма «Хаджи-Абрек» (12+), читал же, вспоминай…
Пушкин молчал. Вяземский не унимался:
– Вижу, помнишь, а молчишь.
Пушкин отпил глоток кофе:
– «Хаджи-Абрек»… Помню, читал, а сегодня Арбенин, и я подумал, князь, что его Арбенин тот же абрек, наш абрек, сегодняшний, разве что без хаджи… и мы с тобой, думаю, где-нибудь да иногда встречаемся с ним, то ли в салоне у Виельгорских, то ли в театре. Вместе Тальони в «Сильфиде» смотрели… Кто он, Арбенин? Не сам ли автор?
Вяземский улыбнулся:
– Не думаю, корнеты на Тальони не ходят.
Пушкин допил свой кофе и взял рукопись:
– А я тебе скажу, сия пьеса острее и выше «Сильфиды». Нет, князь, будем из корнета изымать нашего брата, сочинителя. Я подумаю, как встретиться с ним, и ты подумай. И знаешь, что я ему скажу, – что он Арбениным попал и в меня…
Вяземский указал взглядом на рукопись:
– Так что передать Ольдекопу?
– А передай и ему, и Никитенке, и Куторге то, что им известно: их забудут, а «Арбенин» на века.
Кофе, как всегда, был отменным. Далее – только по событиям и домыслам.
Спустя два месяца дуэль на Чёрной речке…
Мережковский в статье «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (12+) отмечает: «Мгновенное освобождение от пошлости происходит с ним после дуэли Пушкина».
Лермонтов стремительно занимает опустевшее место в кругу друзей и близких Пушкина. Принят частым и желанным гостем семейством Карамзиных. Встречи с П. П. Вяземским – по его просьбе поэт напишет стихотворение «На севере диком…» (0+), и Вяземский просто и ясно скажет: «Равно как в Лермонтове отразился Пушкин», и когда Лермонтова «возведут» в чин поручика, они встретятся в театре на постановке «Сильфиды» с Тальони в главной партии. Общение с Баратынским, Одоевским, Жуковским, Гоголем, Белинским (в письме Боткину он восклицает «Дьявольский талант!»), Краевским, Плетнёвым, Аксаковым, Тургеневым и другими.
А за три месяца до гибели на дуэли на прощальном вечере у Карамзиных, по воспоминаниям П. А. Плетнёва, у Лермонтова состоялся «долгий сердечный разговор с Натальей Николаевной Пушкиной, и прощание их было самое задушевное».
За семнадцать дней до дуэли Лермонтов в письме бабушке сообщает о своём намерении проситься в отставку «А чего мне здесь ещё ждать?»
И последнее: верую и осознаю неизбежность встречи и сближения ДУША С ДУШОЙ – Пушкина и Лермонтова в Царствии Божием на веки вечныя…
Полностью драма «Маскарад» была разрешена к постановке на официальной театральной сцене в 1862 году.