У этого человека не было высоких регалий кандидата наук или члена союза писателей, но многие помнят его, как вдохновенного педагога-музыканта и неустанного просветителя.
В его литературном наследстве публикации в периодической печати, пять изданных книг - "Капли весны", "Радуга жизни", "Анненские лебеди", "Есть большая Родина любви", "Разбуженная скрипка". Двадцать песен на слова Риба написаны уральскими композиторами-песенниками - Иваном Шутовым, Виктором Васькевичем, Александром Мордуховичем, Александром Гардашниковым.
Эвальд Риб
"Я в вас верю"
Когда-то в меня, 25-летнего парня, поверил коллектив музыкального училища и, в частности, педагоги Феликс Яковлевич Форшток, Надежда Михайловна Амнуэль, Тамилла Петровна Яес, Нина Георгиевна Кондратковская. Но начало было плачевным.
- Да будь вы хоть Паганини, - сказал директор музыкального училища, к которому я обратился. - Все равно не приму, пока не научитесь грамотно писать.
- Война помешала, - ответил я, - мне ведь уже...
- Я все сказал! - отрубил директор, не поднимая глаз от бумаг.
Я вышел из кабинета и впервые почувствовал: скрипка потяжелела после экзаменов. Я на глазах у всех хоронил мечту и даже решил не возвращаться в кинотеатр, где несколько лет играл в оркестре. Меня за руку взяла Серафима Борисовна Факторович, концертмейстер первых скрипок Челябинского симфонического оркестра:
- Вы гораздо сильнее, чем себя показываете. Идемте заниматься. Завтра поедете в Магнитогорск. Там вас ждут. Я заказала билет.
Город металлургов встретил меня восходом солнца, осветившим заводские трубы и домны. Училище я нашел без труда. В тесной канцелярии женщина спросила:
- Вы работать?
- Нет, поступать.
- Опоздали. Но я узнаю у директора.
Из кабинета вышел невысокий человек. Лоб открытый, глаза карие, внимательные, добрые. Я обрадовался: это был дирижер Магнитогорской Государственной капеллы Семен Григорьевич Эйдинов.
- Вы из Копейска? - спросил он. - Мне о вас говорили. Нам скрипачи нужны. Получите у завхоза раскладушку и постель.
Я даже "спасибо" проглотил от радости.
На следующее утро узнал: в училище нет педагога-скрипача. Со мной начала заниматься концертмейстер Ия Борисовна Пашина. Она переживала за каждый мой экзамен. У меня - неудовлетворительная оценка за диктант. Несмело отправляюсь к директору. А он, не дав мне собраться с мыслями, сказал:
- Берем вас кандидатом... на полгода.
Прошло 43 года, но слова "я в вас верю" помогали, помогают и будут мне помогать...
Педагогические этюды 1.
У Саши была мудрая и ласковая баба Дуня, умевшая петь и подплясывать даже в преклонные годы. Все ее любили, все почитали. Рослая, худенькая, с руками, почерневшими от работы, и подвижным лицом, не утратившим следов былой красоты, она каждого привлекала широкой улыбкой - и без хлопот не сидела ни минуты, и спеть никогда не отказывалась. И деревенские задушевные песни, и "матанечки", и "улошные" страдания, и частушки выводила она тоненьким голоском, по-своему. А ей умело вторили дочери, создавая в застольях семейный ансамбль. Баба Дуня, бывало, вполоборота к гостям, согнет руки наподобие скрипачки, а ребром правой ладони запиликает, да с притопом и быстрым приговором: "Дудик-дудик, дудик-дудик!" И оркестра не надо, ноги сами пускаются в пляс!
Так пришла музыкальность к Саше. Но учиться отдали младшего, Толю, выдержавшего большой конкурс в музыкальную школу. Мама, Любовь Ивановна, часто после работы спрашивала:
- Толик, ты занимался? Как дела в музыкальной?
- Гаммы гоняем!..
Однажды вечером братья легли спать. Саша наблюдал, как промокший клен до глубокой ночи метался за окном, словно звал кого-то на помощь. Толик поднял голову:
- Сашка, не спишь?.. Поговорить надо!..
Мальчик прижался к старшему брату и сказал:
- Я больше в музыкалку не пойду! Мне надоело гаммы гонять.
- Ты с ума сошел! - приподнялся Саша. - Другие ребята мечтают заниматься музыкой. Вот я хочу играть на фортепьяно, а купить не можем, денег нет. И мне уже 14 лет, не примут. Вспомни, какой конкурс был, а ты - "музыкалка", "гаммы гонять". Эх, балда!
- Выручи, Сашка! За меня поучись! Только уговор, чтобы родители не знали!
- Хочешь не хочешь, - ответил, - а придется пойти. Мама уже деньги заплатила за весь месяц.
Весной Любовь Ивановна зашла в школу и спросила у педагога:
- Виктор Ильич! Извините, что долго не заходила. Знаете, работа бухгалтера состоит из одних отчетов. Мой Толик успевает?
А тот внезапно огорошил:
- Он уже полгода не учится.
- Как так не учится? Задолженности вроде у нас нет. И насчет успеваемости замечаний не было.
- Все правильно. С успехами в порядке. Саша всех догнал.
- Почему... Саша?
- Так ведь он вместо Толи занимается. Я им очень доволен.
Анатолий, кстати, тоже закончил училище, институт имени Гнесиных и успешно руководит капеллой в одном из крупных промышленных городов. А брат его - Александр Никитин - работает очень много, всегда учится, готовит программы. И жемчужина одной из концертных программ - песня "Кукушечка", записанная с голоса бабы Дуни…
2.
Присмотритесь внимательней к людям, увлеченно и щедро отдающим свой талант детям! Они трудятся в заводских Дворцах и сельских клубах, музыкальных школах и детских садах, их можно встретить среди молодежных активистов и ветеранов. У них можно многому научиться. А пример служению искусству и детям заразителен.
В Магнитогорске таким примером для меня стал основатель и бессменный директор музыкального училища имени М. Глинки, народный артист РСФСР, художественный руководитель и главный дирижер Государственной хоровой капеллы Семен Григорьевич Эйдинов. По его инициативе артисты и дирижеры хоровой капеллы решили добиться, чтобы все школьники города стали понимающими и любящими музыку слушателями. Их беседы-концерты - это подлинные уроки радости! Об уроке дирижера Александра Васильевича Никитина я и хочу рассказать.
Открывая детям тайны музыки, он сам как бы удивляется этим открытиям, высоко поднимая брови. Приглашая вслушаться, сам слушает и восхищается вместе с ребятами.
Александр Васильевич выходит на сцену:
- Все вы, ребята, видели картину художника Васнецова "Богатыри". Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - любимые герои русских былин. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.
Александр Васильевич садится за рояль и играет величественное, широкое начало "Богатырской" симфонии Бородина. Потом спрашивает, о чем рассказывает эта музыка. В зале вырастает лес ребячьих рук. Девочка со второго ряда отвечает:
- В музыке я слышу силу богатырей.
А мальчик пытается даже обобщить:
- Музыка передает и характер нашего народа.
- Верно! А сейчас сыграю эту же тему на высоких звуках. Слышите? В кого превратились могучие богатыри?..
- В карликов! - смеются школьники. - Они маленькие, хилые.
В зале оживление. Дирижер обращается к ребятам:
- Устали?
- Нет, нет, нет! - дружно отвечают второклассники. Беседа продолжается.
- Итак, - говорит Никитин, - вы убедились, что все зависит от тембра. А тембр, это "краски", при помощи которых композитор создает музыкальный образ...
В конце урока музыки Александр Васильевич говорит:
- Посмотрим, какой класс самый дисциплинированный и культурный.
Стараясь не подвести себя, товарищей, учителей, школьники бесшумно выходят...
Во дворе я разговорился с одним мальчуганом.
- Раньше я под музыку читал, решал задачи, а теперь не могу, - сказал он. - Хочу поступить в музыкальную школу, только боюсь - не примут. Хотел бы стать дирижером, как Александр Васильевич!...