В будущем году мы отметим 100-летие со дня рождения известного уральского поэта Бориса Александровича Ручьева. Ничто так не расскажет о творческом человеке, как то, что он создал, поэтому на жизнь Бориса Александровича хотелось бы взглянуть сквозь призму его произведений.
Стихотворения для поэта - лучший (а порой вовсе единственный) способ самовыражения; написанные сердцем строки говорят о самом сокровенном, в них мы видим и любовные переживания, и патриотизм, и гражданскую позицию автора. Поэзия Ручьева особенна тем, что в ней он поднимал темы, о которых никогда не заговорил бы вслух. Одним из наиболее ярких примеров этого являются стихотворения о колымском периоде жизни Бориса Александровича. До недавнего времени эта информация была закрытой; Ручьев не любил вспоминать о Колыме - слишком глубокими были душевные раны. На все вопросы о том времени он отвечал: "Не знаю, о какой правде вы просите рассказать, она вся в моем творчестве, в моих стихах. Читайте их". Единственным достоверным источником узнать правду о том десятилетии в жизни поэта являются его произведения "Прощание с юностью" и "Красное солнышко".
В 1937 году Борис Ручьев был репрессирован и провел в ссылке 11 лет. Но несмотря на жуткие условия жизни, там, "у края родины" (как говорил сам автор о местах каторги), не замолчал его поэтический голос. Напротив, произведения, написанные "под полярным вечно хмурым небом", обладают настолько сильной эмоциональной заряженностью, напряженностью, что выделяются из всего творчества автора. Но легко ли было обнажить свой душевный мир, когда окружают тебя только лишения, боль, препятствия и страдания? Легко ли было сохранить в себе простые человеческие ценности, способность к живым чувствам в звериных и бесчеловечных условиях? Какой силой должна обладать душа, чтоб все, чего хотелось человеку "на каменном застылом берегу", это "курить махорку, тосковать по дому", "Сесть на снегу и видеть до рассвета// Далеких глаз родные огоньки"? Вне всяких сомнений, не зачерстветь сердцам каторжан помогало именно светлое чувство, осознание того, что где-то далеко ждут их родные люди. Для Бориса Ручьева ниточкой памяти было каждое письмо от его возлюбленной "женщины-зореньки", и он "хранил его годами", "нес за пазухой вперед", "на работу брал с собою, от дождя его берег".
Но чего стоило поэту ежесекундно убеждать себя, "будто все в порядке, - вот пройдут метели"? Борис Ручьев открыто признавался, что он "горе пьет горстями до пьяна", сравнивал себя с медведем-шатуном, говоря о бескрайнем одиночестве. А еще одним источником поддержки, "красным солнышком" души, была для поэта "сторонка с дымкой голубой". Поражает патриотизм этого человека. Находясь на каторге, поэт ощущал себя "у края родины", и даже в полярной северной пустыне он писал о том, что готов умереть за свою страну. И ведь его строки "Она прикажет - я живу медведем, // Она велит - я соколом взлечу" - истинная правда.
Не самым счастливым образом сложилась судьба поэта Бориса Ручьева. Душа, прикованная к далеким горам Урала, к его "второй родине" - Магнитогорску, была растерзана страданиями и лишениями. Но этот человек, живший в сложный исторический период, попавший в столь непростую жизненную ситуацию, на долгие годы останется в памяти магнитогорцев. Его именем названа улица, его строки высечены на городском памятнике, а самое главное, даже сейчас, спустя 39 лет после смерти поэта, его "красное солнышко" светит каждому, знающему это великое имя - Борис Ручьев.