Член Союза российских писателей, член Творческого союза художников России и Европейского художественного Союза Александр Вячеславович Ерофеев одарён щедро и многогранно. Он не только реализовался как поэт, прозаик, живописец и график, но и стал выдающимся дизайнером. Александр Ерофеев создал оригинальный стиль оформления книг, по которому узнают магнитогорские печатные издания далеко за пределами Урала. Однако этим не исчерпывается его вклад в развитие литературы Магнитки. Подвижническая деятельность Ерофеева вписана в историю нашего города.
С 1998 по 2001 год Александр Вячеславович возглавлял Магнитогорскую региональную организацию Союза российских писателей, затем более двадцати лет был её секретарём. С 1999 по 2004 год Ерофеев – главный редактор литературного журнала «Берег А» (16+), признанного заметным явлением в культурной жизни города. Александр Ерофеев – автор идеи литературного конкурса имени К. М. Нефедьева, организатором и членом жюри которого был с 2001 по 2003 год, в 2002 организовал в Магнитке Всемирный форум поэзии.
Более двадцати лет жизни Александра Ерофеева связано с «Магнитогорским металлом»: с 2000 года он, будучи сотрудником группы имиджевых программ управления информации и общественных связей Магнитогорского металлургического комбината, участвовал в творческих проектах «ММ», в 2006–2021 был литературным редактором «ММ». По сей день журналисты нашей газеты с благодарностью вспоминают дельные советы Александра Вячеславовича и его внимание к текстам.
Александр Ерофеев был членом редколлегии и художественным редактором книжных серий «Литература Магнитки. Избранное» (16+) и «Литература Магнитки. Контекст» (16+), издававшихся под патронажем «Магнитогорского металла», а также вошёл в редколлегию серии «Литература Магнитки. Архив» (16+).
Творчество Александра Ерофеева позволяет назвать его классиком магнитогорской литературы. Из-под его пера вышли десять книг стихов, новелл, переводов. Поэзию Ерофеева отличают глубокие чувства, философское осмысление реальности, точность формулировок и запоминающиеся образы.
Предлагаем вниманию читателей несколько стихотворений Александра Ерофеева.
***
прошлое не меняется вместе с нами
но мягче делаются его черты...
начало семидесятых Стас Намин
«Цветы»
занятия музыкой – соло на бас-гитаре
пальцы на левой руке в кровь
Ручьёв Кондратковская и Люгарин
любовь
славные годы студенческих странствий
палатка гитара друзья костёр
неугомонный спорщик и страстный
бретёр
есть что вспомнить на что подивиться
но главное – понял наверняка
как ни кажется что долго длится –
жизнь коротка...
прошлое не меняется с нами вместе
оно – остаётся в душе навек
и так это просто и страшно – если
прерывается бег
***
на окраины города
осень приходит раньше...
редкая рябь позёмки,
крики ворон и чаек.
на окраинах города
меньше людей и время
здесь идёт по-другому –
словно и нет его вовсе.
на окраину города
я ухожу всё чаще,
чтоб укрепиться в мысли –
больше не возвращаться...
Из юности
(угасающее)
сквозило ветром сентября
над старым домом
крошился лопнувших ступеней
жёлтый мрамор
на ближнем к небу этаже
где вечный гомон
вечерних улиц
в этот час – почти не слышен
гитара пела
и весёлою отравой
бродила нежность
в нас
мы пили спирт
всё тише
всё тесней –
сливались речи
отшаркали
умолкли за стеною
и время умерло
и опустилась вечность –
на миг
на год
на – жизнь
над старым домом
в глухом
Кривоарбатском переулке
сквозило ветром сентября
и жёлтый мрамор
ступеней лопнувших
крошился и крошился
и хмурый
бесконечно пьяный дворник
в охапки бурые
сгребал сухие листья
Почти стихи
1
делами каждодневными влеком
проходишь мимо
без участия
а девочка играет со щенком
и оба – заливаются
от счастья...
(такой вот
заурядный поворот –
от повседневности к литературе
и несмотря
на «дел невпроворот»
так хочется порой набедокурить)
2
останови хоть на минуту взгляд
и полюбуйся молча
без подначки
как дама совершает променад
с лохматою визгливою
собачкой...
(непросто
что-то враз переменить
поскольку мир необъяснимо тесен
гораздо легче
самого себя винить –
как у Антона Павловича в пьесе)
3
всё предстаёт обычным пустяком
всё кроме жизни –
это и понятно
а бабушка гуляет с кобельком –
от дебаркадера до мола
и обратно...
(давно пора
устроить бенефис
и на прощанье – выйти напоказ
из глубины
и сумрака кулис
туда где жизнь преображает нас)
***
узнаю этот жадный безжалостный прикус взросления
угловатую стать и пылающий страстью зрачок...
а слова и тем более смысл не имеют значения
ты поёшь потому что поёшь –
ради собственно пения
как сверчок...
пахнет близким теплом где-то зимняя светится радуга
на исходе февраль и звенит проводов ожеледь
и слепят бирюзой небеса – перетянуты натуго
ожиданием новых мелодий любви
и наверное надо бы
больше петь
мой беспечный сверчок продолжай своё тихое тиканье
так надёжно с тобой и такой наполняется дух
неизбывною силой – такой неуёмной и дикою
что невольно начнёшь подпевать
непрестанно мурлыкая
что-то вслух
а когда не останется вовсе ни слова ни звука ни времени
стихнут громы оваций и в небе погаснет салют
ты услышишь – как сквозь тишины наслоение
на краю каменистой безбрежности
где-нибудь в Йемене
тоже поют...
расставаться приходит пора с упоительной немочью –
разлучаясь с любовью на счастье сожми кулачок
потрясает февраль на излёте оставшейся мелочью...
не молчи мой безжалостный друг –
если даже и не о чем
пой сверчок