Прежде чем озвучить их, хочется понять, какого "настоящего героя" представил RHFF. Шестнадцать фестивальных короткометражек предъявили для этого достаточный социальный срез современности, а простой арифметический подсчёт позволил определить, в каком окружении существуют герои.
Женщина примерно вдвое чаще, чем мужчина, оказывается в центре сюжета или занимает активную жизненную позицию. Отношениям полов посвящены около десятка фильмов, из них только в одном - "Практическая магия" Натальи Глумнушиной - эти отношения не сопровождаются предательством и не заканчиваются разрывом. Семья оказывается в центре внимания трижды, и - всегда лишена любви. Маленьких детей на всю фестивальную афишу трое - и только в эпизодах, пассивные, без характеров. Отцов видим дважды: один в "Нокауте" Дениса Клочкова даёт сыну жестокий урок, поручив друзьям проучить его инсценировкой похищения с угрозой убийства, другой в Second Life Оксаны Михеевой вообще не интересуется сыном. Матерей на шестнадцать фильмов - шесть. Но материнства в них нет: вместо него - женская боль по улетевшим из гнезда детям или тоска выросших детей по ушедшим родителям, нереализованность мечты о ребёнке или просто намёк на наличие семьи. Один из фильмов-ностальгий "Ни слова о твоей матери" Дарьи Разумниковой по праву завоевал на фестивале первое место. А ещё на репертуар осеннего RHFF "пришлось" две беременности: одна в комплекте с каннибализмом - "Мясо" Владимира Сахнова, другая закончилась абортом - "Час" Марины Мигуновой, завоевавший приз зрительских симпатий. Итак, реальный герой дня, по версии фестиваля, уже не первый сезон, скорее героиня - молодая, одинокая, активная в быту, трезво оценивающая реальность. Но это - схема. Разве можно оценивать ею, например, ленту Антона Бильжо "Зеркала красавицы Лилии Воронцовой" - уже третью по счёту работу режиссёра на RHFF, которая, как и предыдущие, с неповторимой авторской иронией и теплотой исследует отношения мужчины и женщины?
Социальное окружение "настоящего героя" тоже не оставляет иллюзий: половина фильмов прямо указывает на агрессию и равнодушие, которыми поражено общество. Жестокую, но честную картину формирования уличной преступности рисует "Нокаут". "Москвичка" Константина Смирнова представляет путь к преступлению "понаехавшей" девчонки на депрессивной окраине столицы. Фильму досталось второе место, исполнительнице главной роли Анастасии Прониной - победа в номинации "Лучший актёр", и вместе с Дарьей Разумниковой они стали обладателями Гран-при - зеркального арт-объекта.
Жаль, на весь фестиваль нашлось только два сюжета о людях дела. Потрясённый известием о смерти матери, всё-таки возвращается на сцену, чтобы доиграть спектакль, актёр из игровой картины "6.23" Кирилла Плетнёва - третье место. Переезжает в село и постигает профессию молодая учительница из документального фильма "Реконструкция страхов" Евгения Ховаева - второй приз зрительских симпатий. Возможно, именно жажда увидеть такого героя обернулась для обоих фильмов победой в фестивальных номинациях.
В документальном кино отмечена картина Сергея Козьмина "Благодать" о крестном ходе.
За три сезона фестиваль значительно вырос. Отбор становится жёстче: в этом году не попали на экран работы, снятые на телефоны, почти не осталось нецензурной лексики, обычно сопровождающей новое кино, представлены, кажется, все жанры от детектива до мелодрамы. Жюри, возглавляемое в игровом кино главным режиссёром театра драмы Максимом Кальсиным, а в документальном - главным редактором "ММ" Олегом Фроловым, было единодушно в определении лидера фестивальной афиши, но тройка победителей у каждого поначалу была своя: выбирать было из чего.
Подборке лучших фестивальных картин ещё предстоит показ в Екатеринбурге и Москве, а в следующем сезоне, возможно, фестивальные площадки пополнятся кинотеатрами в других городах. Вскоре RHFF объявит новый отбор на следующий сезон.