Он стал первым в истории Магнитки писателем-фантастом, но написал всего три романа. Последний, принёсший ему наибольшую известность, вышел в свет уже после смерти автора и был закончен благодаря коллегам по писательскому цеху.
Его произведения вызывали неоднозначную оценку. Молодёжь зачитывалась ими, а учёные и писатели считали романы Нефедьева дилетантскими. Со временем имя его на долгие годы было предано забвению. И лишь в 2000 годах интерес к его жизни и творчеству возник вновь. С 2001 по 2003 в Магнитогорске проходил Международный литературный конкурс имени Константина Нефедьева, организованный ММК совместно с Союзом российских писателей. И вновь забвение.
О его биографии до Магнитки известно немногое. Родился в 1922 году. В 1941 ушёл на фронт. Демобилизовавшись, служил на Тихоокеанском флоте матросом. В 1948 году переехал в Магнитогорск и устроился на ММК.
Записи в трудовой книжке свидетельствуют о том, что Нефедьев не искал лёгких путей.
На комбинате бывший фронтовик освоил профессии сварщика, машиниста мостового крана, газовщика и дверевого на коксохиме, машиниста и обжигальщика в эмальцехе.
В 1953 году Нефедьев попробовал свои силы в журналистике, проработав несколько месяцев в "Магнитогорском металле". Одновременно устроился инструктором на станцию юных техников ММК. Кружок, которым он руководил, назывался "Умелые руки". Это название как нельзя лучше подходило Нефедьеву. Он, без преувеличения, был мастером на все руки. Как вспоминали его знакомые, брюки он никогда не покупал - не нравился пошив. Поэтому шил сам. И хорошо шил. Мог отремонтировать часы, фотоаппарат. Мебель делал своими руками и украшал картинами в технике выжигания по дереву.
Проба пера
В 1956 году Константин Нефедьев пришёл в городское литобъединение. В качестве "вступительного взноса" принёс пролог к роману "Тайна алмаза". Вот как вспоминал об этом прозаик Николай Курочкин: "В те далёкие годы литературным кружком руководил писатель Николай Воронов. Однажды пришёл к нему невысокий мужчина в кожаной куртке, назвался: Нефедьев Константин. "Что пишете? - поинтересовался Воронов. - Стихи? А может, рассказы?" "Да вот, - смущённо произнёс новенький. - Роман я написал "Тайна алмаза". Мы рты разинули: роман! Поглядели, действительно много написано. И даже отпечатано на машинке. Через неделю Воронов, уезжая по делам в Свердловск, сказал: "Начинайте читку и правку. Малограмотно. Грамматика хромает и синтаксис. Затем ещё раз обсудим и будем рекомендовать к изданию".
Вот это да! К изданию! Партия и правительство нацеливали писать о жизни современной, о металлургах. А тут приключения и фантастика. Роман читался целых полгода. Мы убирали лишние эпизоды, трупы и разные ужасы. Потом рукопись отправили в областное издательство. И хоть "Тайна алмаза" и являлась коллективным трудом, но было ясно, что автор имел искру божию".
- Первую книгу Нефедьева - научно-фантастический роман "Тайна алмаза" - критика встретила именно как труд начинающего автора, - отмечала искусствовед Наталья Троицкая. - Но она до сих пор пользуется успехом у любителей приключений и фантастики. Роман стал популярен не только среди читателей. На него обратил внимание знаменитый фантаст, академик Иван Ефремов. Его положительная рецензия была чрезвычайно важна для начинающего писателя, как и предложение участвовать в экспедиции по разгадке Тунгусского метеорита. Ефремов отметил, что в своей книге Нефедьев предугадал открытие месторождений алмазов в Якутии. А вторая его книга "Шайтан-гора" стала настоящей библиографической редкостью.
В лесах Амазонии
"В отличие от многочисленных собратьев по перу, писавших о рабочем классе, Нефедьев пошёл по неизведанной дороге, - писала магнитогорская поэтесса Римма Дышаленкова. - Он решил стать фантастом. Он легко бы мог стать маститым советским литератором, если бы начал писать о ратном труде рабочих и колхозников. В те годы издательства прямо-таки вырывали из рук молодых авторов рукописи на рабочую тему. Но Нефедьев преодолел непонимание со стороны издателей, друзей и подруг. Таким образом, два его приключенческо-фантастических романа "Тайна алмаза" и "Могила Таме-Тунга" появились вопреки реальным обстоятельствам".
После выхода первой книги литературный язык Нефедьева изменился. По совету коллег он записался в вечернюю школу, занялся самообразованием. Через некоторое время возник замысел нового романа, действие которого происходило в Бразилии.
"Автор романа проделал гигантский духовный труд, - писала Римма Дышаленкова. - Нефедьев изучил более 300 книг специальной литературы о флоре и фауне, историю тех стран и народов, в джунглях и топях которых происходило действие романа. После пыльных, горячих, одуряющих ночных смен в коксохимическом цехе он работал в читальных залах городских библиотек. Но по ходу создания "Могилы Таме-Тунга" он чутко улавливал в окружающей атмосфере устойчивое недоверие к себе как писателю. Он ушёл из жизни, ни минуты не веря в выход своего романа".
Период работы над романом "Могила Таме-Тунга" стал для Нефедьева одним из самых тяжёлых в жизни. Навалилось всё и сразу: трагическая смерть жены Надежды, новый неудачный брак, разгром литобъединения местными партийными органами. К этому процессу подключился и КГБ, так что в кабинетах чекистов побывали почти все "крамольные" литераторы Магнитки. Что именно стало причиной, достоверно не известно, но 20 февраля 1964 года Константин Нефедьев, которому было лишь 42 года, покончил с собой, оставив на письменном столе рукопись романа "Могила Таме-Тунга". В своей предсмертной записке писатель просил сыграть над его могилой "Полонез" Огинского. Это пожелание было исполнено его знакомым музыкантом во время похорон.
Спустя три года после смерти Нефедьева роман был опубликован, и 65-тысячный тираж разошёлся мгновенно. Иллюстрации к первому изданию выполнил свердловский художник Виталий Волович. Правкой рукописи занимался поэт Владилен Машковцев, за стилистику и орфографию отвечала Анна Турусова, по специальным темам и научным гипотезам, затронутым в романе, Южно-Уральское издательство консультировал московский учёный Никита Болотников. Кстати, автором главы "Осьминог и Мадонна" в романе "Могила Таме-Тунга" считается магнитогорский прозаик Николай Курочкин.
"Как-то, подражая стилю Кости, хохмы ради, я написал главу "Осьминог и Мадонна", - вспоминал Николай Петрович.- Костя, однако, исправив кое-что, включил её в книгу. Узнав об этом уже после кончины автора, редактор издательства Раиса Ушеренко предложила мне довести книгу до конца. Я отказался…"
Книгами Константина Нефедьева зачитывалось не одно поколение магнитогорских мальчишек и девчонок. Вместе с писателем они переносились в далёкую, полную опасностей Бразилию и становились участниками увлекательных приключений. В наше время романы Нефедьева стали библиографической редкостью, но главное - они по-прежнему находят отклик у читателей.