На Южном Урале по-прежнему основную часть урожая картофеля и овощей выращивают на приусадебных участках. По прогнозам управления по развитию растениеводства областного министерства сельского хозяйства, этой весной картофелем и овощами частник займет прежние посевные площади. Коллективные и фермерские хозяйства, которые ориентируются на социальную сферу и жителей промышленных центров, в этом году намерены увеличить производство своей продукции. Для этого посевные площади предполагается увеличить в общей сложности на 670 гектаров.
Рост обусловлен сохраняющимися рисками повторения погодных аномалий. От дождей картофель или лук зависят в меньшей степени, чем зерновые культуры. От потерь урожая спасают системы орошения и специальная технология обработки земли. Поля готовят еще с осени. На этих участках весной, в половодье, влага не уходит в реки. На урожай работают новые сорта семян, минеральные удобрения. Все это обходится производителям "в копеечку", но на фоне списанных по области сотен тысяч гектаров зерновых урожай картофеля и овощей сохраняется на уровне плановых значений.
Дальнейшее увеличение посевных площадей можно рассматривать и как своеобразную страховку от погодных аномалий, и как расширение рынка сбыта.
- Наша продукция пользуется большим спросом за пределами области, - говорит начальник управления по развитию растениеводства областного сельскохозяйственного ведомства Сергей Соболев. - В прошлом году южноуральские картофель и овощи закупали почти все регионы Уральского федерального округа. Наша картошка пришлась по вкусу москвичам и питерцам. На такой спрос вполне предсказуема реакция сельскохозяйственных производителей Аргаяшского, Красноармейского, Нагайбакского районов, Каслей и Пласта. Эти коллективные и фермерские хозяйства планируют весной увеличить посевные площади под картофель на 390 и для овощей на 280 гектаров. По области посевы этих культур составят соответственно 7850 и 2450 гектаров. Необходимо заметить, что это плановые расчеты, которые могут измениться в сторону увеличения за счет фермерских хозяйств. Они, как правило, окончательное решение принимают накануне сева…
Основные производители картофеля и овощей юга области, которые сосредоточены в Агаповском районе, этой весной оставят посевные площади картофеля и овощей на уровне прошлогодних. Их достаточно для того, чтобы обеспечить полновесным урожаем жителей Магнитогорска по вполне приемлемым ценам. В прошлом году на рынках города цена на картофель и овощи в среднем поднялась на 10-15 процентов.
- Осенью за килограмм картофеля мы предлагали 15 рублей, - говорит директор овощного хозяйства Александр Перевозчиков. - Год назад его цена была 13 рублей. К весне цены подросли, и сейчас картофель продаем по 35 рублей за килограмм. Запасов продукции достаточно до нового урожая. Сейчас готовимся к очередной посевной на прежних площадях…
Это хозяйство, как и многие другие, большую часть продукции реализует на рынках города, где торгуют без посредников. Только этим и обусловлен такой скромный рост "картофельных" цен. Здесь как раз все предельно прозрачно и вопросов не возникает. Они появляются лишь при поставках продукции в социальную сферу, где реализуется вторая половина выращенной продукции.
Раньше социальные поставки хозяйство отправляло через областную продовольственную корпорацию. Такая система свое отработала, и на смену ей пришли аукционы. На первый взгляд, все в соответствии с современными требованиями - побеждает тот, кто предложит качественную продукцию по низким ценам. Но только почему-то производителей в числе победителей торгов не бывает. В конкурсе выигрывают перекупщики, предлагающие заведомо низкие, нерентабельные цены, чего не могут сделать производители.
- Ниже себестоимости цену опускать нельзя, - говорит Александр Перевозчиков. - Поэтому проигрываем тем, кто в поле не работает. После аукционов их "победители" приезжают к нам и по бросовым ценам приобретают продукцию. А затем по более высоким продают в социальную сеть. Как они умудряются это делать, для нас остается загадкой…
О такой характерной "особенности" аукционов говорено много. В строительных, ремонтных, торговых и других тендерах, как правило, побеждает тот, кто к предмету конкурса не имеет никакого отношения. С такой практикой сталкиваются и мелкие, и крупнейшие производители, а оперирующие объемами в сотни миллионов рублей. Все проигрывают неизвестным конкурсантам. Это противоречит экономике и элементарному здравому смыслу, что говорит о пробелах в существующем законодательстве. Необходимы коррективы в интересах истинного производителя. И думать об этом надо загодя до урожая.