В храме Христа Спасителя в Москве состоялись XVII Рождественские чтения - самый большой ежегодный слет всех православных педагогов страны.
По данным издания "Газета", им предшествовала встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Из их выступлений на открытии чтений можно сделать вывод о будущих подходах к преподаванию основ религии в школе. Как заявил Фурсенко, ведомство разрабатывает новый федеральный стандарт образовательных программ, в котором будет учтен аспект духовно-нравственного воспитания, и планирует ввести его с будущего учебного года. До недавних пор подходы к преподаванию основ православной культуры устанавливались на региональном уровне.
"Наша общая задача - обеспечить школе и семье свободу выбора, опыт какой религии или нерелигиозной традиции изучать и в какой форме", - сообщил Андрей Фурсенко делегатам чтений.
Представители церкви и государства пришли к договоренностям по главным направлениям, а именно: религия в школе преподаваться будет, но на принципах добровольности. Кроме того, государство признает дипломы высших духовных учебных заведений. Андрей Фурсенко сделал акцент на том, что в школе должны работать светские преподаватели религии - по светским же учебникам, и это не вызвало раздражений.
Базовой ценностью для церкви и государства Фурсенко назвал свободу выбора вероучительных или иных предметов и в заключение заявил, что государство не может быть арбитром в вопросах веры.
Патриарх Московский и вся Руси в своей речи также указал на принцип добровольности преподавания религии. Это новое: прежде церковь долгие годы, по сути, проводила концепцию желательности преподавания "Основ православной культуры" для всех школьников. Теперь, судя по выступлению патриарха, церковь согласна на преподавание религии по выбору.
Патриарх несколько раз упомянул в своей речи, что в регионах преподается православие, ислам и другие религии. Он подчеркнул, что этот опыт сугубо мирный и "не может быть выброшен за борт". Более того, патриарх считает, что этот опыт способен умиротворять общество.
Глава Русской православной церкви отметил, что национальная система образования не может устраниться от духовного компонента. Он заверил Министерство образования, что церковь со своей стороны готова ускорить процесс согласования позиций с государством, привлекать к этому ученых и практиков.
Кирилл призвал "освободить от конфликтности" диалог с государством и использовать "не язык спора, а общего дела". Однако предстоятель не удержался и от критического замечания, подметив, что ни у кого, кроме "заинтересованных кругов столичных элит", опыт преподавания религии в провинции вопросов не вызывает. Завершая свою речь, он призвал сделать науку и образование национальными приоритетами и примирить религию и науку, а не ожесточать борьбу между ними.
Министр со своей стороны выразил готовность государства предпринять шаги, которые сделают возможной широкую подготовку светских преподавателей религии для школ. Следует признать, что в этом отношении церковная общественность, не дожидаясь шагов от государства, преуспела больше, чем оно. Об этом свидетельствовал полный зал соборов храма Христа Спасителя и плотная программа семинаров. В проповеди до открытия чтений патриарх напутствовал учителей: "Задача церкви - спасать человека, а не входить в компромисс с человеческим мудрствованием".