Если пересчитать это в ежемесячную сумму, получится, что при полноценном рабочем дне и сорокачасовой неделе человек должен будет зарабатывать не менее 17,6 тысячи рублей. Сейчас МРОТ составляет 7,5 тысячи.
Законопроект, устанавливающий такую планку, внесён в Госдуму. В нём уточняется, что все повышающие коэффициенты - территориальные, отраслевые и профессиональные, не входят в эти сто рублей, а должны начисляться сверх. Документ также предусматривает, что работодатели ежегодно будут обязаны повышать зарплату на уровень не ниже прогнозируемой инфляции.
Минимальный почасовой размер оплаты труда должен будет применяться только для исчисления оплаты труда работника. А для начисления больничных, пособий по беременности и родам и отчислений в Фонд социального страхования будут брать за основу установленный правительством минимальный размер оплаты труда. А он, в свою очередь, должен быть не ниже прожиточного минимума.
В пояснительной записке авторы этой инициативы ссылаются на европейский опыт, где давно установлены почасовая оплата труда и её регулярная индексация. В пояснительной записке говорится, что в Германии, Хорватии, Словении, Испании уровень оплаты труда варьируется от 5 до 18,7 евро в час. Меньше всего в ЕС платят в Болгарии (3,7 евро в час), а больше всего - в Швеции (39 евро). Также авторы ссылаются на рекомендации Международной организации труда, по которым за час работы должны платить минимум три доллара - примерно 180 рублей.
Минимальный уровень оплаты труда в России с нового года увеличится до 8,8 тысячи. Если перевести эти цифры в часы, то получится, что сейчас самые низкооплачиваемые работники получают около 43 рублей за 60 минут труда. А с нового года будут получать 50 рублей. Суммы в сравнении с европейскими, конечно, впечатляющие. Но, по мнению экспертов, не стоит забывать о нескольких нюансах. Во-первых, работники Европы и США сами платят за себя налоги и страховые взносы, и "съедают" они, как правило, до половины заработка. А во-вторых, цены в западных странах на продукты питания и другие товары часто выше, чем в России.
По мнению доктора экономических наук Сергея Смирнова, сейчас наша страна не готова переходить к почасовой оплате труда и вдвое увеличивать зарплаты самым низкооплачиваемым работникам, тем более что это повлечёт за собой и рост взносов в социальные фонды. Наоборот, работодатели предпочитают "затягивать пояса".
Около трёх миллионов россиян находятся сейчас в простое или работают неполное время. И если резко заставить всех работодателей повысить зарплату, то армия тех, кто трудится всего несколько часов в день или пару раз в неделю, резко увеличится. А сокращённое рабочее время станет нормой для многих штатных расписаний. Есть ещё один путь - число рабочих часов в неделю не уменьшится, но число работников предприятий снизится вдвое, а у тех, кто остался, значительно вырастет нагрузка. Ранее против установления в России почасовой зарплаты высказывался и министр труда и соцзащиты Максим Топилин, поскольку никто не может дать гарантий неснижения количества рабочих часов со стороны работодателя. "Пока мы к этому не готовы", - уточнил министр, добавив, что почасовая оплата труда самая гибкая. Но пока ей не время.