Михаил Фрадков, который всегда отличался показным усердием в выполнении указаний президента, продемонстрировал свою готовность идти и в этом новом направлении. Премьер отправился в Екатеринбург, где провел специальное совещание по вопросам оптимизации взаимодействия правительства с регионами. На нем подчеркнул, что поставленные президентом новые задачи в социальной сфере нельзя решать без взаимодействия с регионами.
«Очевидно то, что центр тяжести сейчас переходит на места», – заявил премьер.
Нахождение нового «центра тяжести», конечно, должно быть связано с перераспределением денег. «Естественно, мы выйдем и на необходимость уточнения межбюджетной политики», – сказал Фрадков. Как утверждают источники в правительстве, поручение президента о передаче региональным лидерам дополнительных функций и прав уже прорабатывается, и, возможно, на одном из ближайших заседаний кабинета регионы наделят дополнительными полномочиями – например, губернаторам предоставят права контроля за работой территориальных органов федеральных ведомств. Правда, не надо забывать, что теперь сами губернаторы назначаются из Москвы.
«Если роль министерства заключается в том, чтобы догонять промышленников, то зачем тогда такое министерство?» – сказал Михаил Фрадков в адрес Мин-промэнерго.
После совещания в Екатеринбурге премьер-министр отправился в Нижний Тагил открывать выставку транспортной и дорожно-строительной техники «Магистраль-2005». На выставке Михаил Фрадков опять вернулся к вопросу о передаче регионам дополнительных полномочий, но на этот раз он соблюдал определенную осторожность. По его словам, соответствующий закон, который находится сейчас в разработке, еще «требует уточнения в зависимости от ситуации в каждом субъекте».
Межбюджетные отношения
Это одна из наиболее сложных и одновременно «дорогостоящих» проблем современной России. Достаточно сказать, что общий объем финансовой помощи российским регионам в федеральном бюджете на 2006 год запланирован в размере более 520 миллиардов рублей. Между тем эксперты все чаще говорят, что существующая в России система межбюджетных отношений малоэффективна.
Сегодня это становится уже общепризнанным фактом. Можно ли переломить ситуацию? Как известно, для сегодняшней России характерно значительное расслоение доходов. Это касается и регионов. Разрыв в бюджетной обеспеченности между богатыми и бедными субъектами Федерации достигает десятков раз. Так, бюджетные доходы на душу населения составляют в отдельных регионах всего 6,5–7,4 тысячи рублей. При этом в наиболее обеспеченных субъектах Федерации они превышают 95 тысяч.
Однако по Конституции граждане России, где бы они ни жили, будь то Москва, Ханты-Мансийск, Дагестан или Корякский автономный округ, имеют равные гарантии: на образование, здравоохранение и прочие социальные услуги. В этих условиях федеральный центр вынужден брать на себя роль диспетчера, выравнивающего бюджетную обеспеченность в различных регионах и тем самым гарантирующего выполнение государством своих обязательств на всей территории страны. Практика, однако, показывает, что при таком колоссальном разрыве доходов это порождает новую проблему. И явно не стимулирует развитие экономики территорий – как богатых, так и бедных.