Согласно федеральному законодательству тяжеловесным считается транспортное средство, масса которого или нагрузка на ось превышают допустимые показатели. Для одиночных двуосных автомобилей установлена масса 18 тонн, трехосных - 25 тонн, четырехосных - 32 тонны. Для седельных и прицепных автопоездов с тремя осями предел - 28 тонн, с четырьмя - 36, пятью - 40, шестью и более - 44 тонны. При превышение указанной массы с грузом для проезда такого транспортного средства требуется специальное разрешение.
Крупногабаритным считается транспортное средство, ширина которого более 2,55 метра, длина - свыше 20 метров, высота - превышает четыре метра. Если хотя бы один параметр не вписывается в указанные размеры, на транспортное средство необходимо получить специальное разрешение и согласование с ГИБДД.
С 13 июля 2015 года запрещено передвигаться по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах с делимым грузом, то есть с сыпучими и бетонными смесями. Их перевозка в настоящее время возможна только при загрузке до допустимой массы и осевой нагрузке соответствующего типа автомобиля.
Для осуществления движения в границах Магнитогорска тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства необходимо получить специальное разрешение. Приёмом и выдачей документов занимается управление инженерного обеспечения, транспорта и связи через многофункциональные центры. Весь процесс занимает от одиннадцати до пятнадцати суток. Разрешение действует в течение трёх месяцев на одну поездку или на несколько поездок, но не более десяти. За выдачу одного разрешения по налоговому кодексу взимается плата 1600 рублей. Также предусмотрена плата в счёт возмещения вреда, причиняемого дорогам тяжеловесными транспортными средствами.
В 2015 году поступило 758 заявлений от владельцев большегрузов, в итоге было выдано 669 разрешений и 89 отказов. За пять месяцев
2016 года поступило 210 заявлений, выдано 201 разрешение, составлено 82 административных протокола.
На базе Магнитогорскинвестстроя в прошлом году создан отдел весового контроля для взвешивания большегрузов. Если вес превышает норму, составляется акт и производится расчёт и начисление платы в счёт возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию. В случае игнорирования оплаты ведётся претензионная работа о взыскании задолженности, включая подготовку документов в суд. В скором времени в городе появится ещё одна стационарная площадка поста весового контроля.
За нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов предусмотрены штрафы. Для водителей - до десяти тысяч рублей или лишение прав на срок до десяти месяцев, для должностных лиц - до пятидесяти тысяч, а для юридических - до полумиллиона рублей. Большегрузы без специального разрешения задерживаются сотрудниками ГИБДД и доставляются на штрафную стоянку.
- К сожалению, пока пункт весового контроля не может выйти на самоокупаемость, - отметил Виталий Бахметьев. - Порядок в какой-то степени навели. Но все хотят пользоваться дорогами, а платить не торопятся. И большегрузы продолжают разбивать дороги. Нужно усиливать контроль в этой сфере.