Федеральный дорожный фонд был упразднен 1 января 2001 года, территориальные фонды были ликвидированы в 2005 году по инициативе Минфина. Но летом прошлого года президент страны Дмитрий Медведев рекомендовал вернуться к практике аккумулирования средств в дорожных фондах.
Разработчики нового закона подчеркивают: деньги новых фондов, в отличие от старых, останутся составной частью соответствующих бюджетов. Федеральный фонд будет создан уже в этом году, региональные - до конца текущего года. В нем соберут 254 миллиарда рублей, ранее предназначенных на дорожное строительство в федеральном бюджете на 2011-2013 годы, а также федеральную часть акцизов на нефтепродукты и ряд штрафных выплат.
Региональные фонды планируют наполнять за счет доли отчислений в топливных акцизах и транспортного налога, который регионы вправе устанавливать самостоятельно.
Акцизы на бензин и дизтопливо в наступившем году уже увеличены из расчета 1 рубль на литр. Они будут расти в будущем и в 2013 годах.
Против предлагаемого проекта выступили некоторые представители думской оппозиции. Основными возражениями стало то, что по настоящий момент далеко не все регионы РФ пошли на предложенное правительством освобождение маломощных автомобилей от транспортного налога, что введение платы за проезд для грузовиков массой свыше 12 тонн будет фактически означать, что все федеральные дороги становятся платными, а также, что законопроект не затрагивает тему контроля за использованием средств дорожных фондов, при том что, по словам участников рынка, средние откаты в дорожном строительстве составляют 40-50 процентов, а по отдельным проектам - до 70-80 процентов от суммы подряда.