Очевидцы, пережившие его премьеру на Каннском фестивале, утверждают, что это было непросто: Ноэ – известный своей творческой безжалостностью провокатор, мастер создавать дискомфорт на экране.
Но в киноклубе P. S. верят в свои силы и опыт: киноманы справятся даже с таким мощным психологическим давлением, которое способна оказать беспощадная правда об их кумире – кино.
И всё же завтра на сеансе «Вечного света» в кинотеатре с джазовой душой им придётся нелегко: в предельно откровенном и бескомпромиссном разговоре о кинематографе будет сломано не одно копьё.
Lux Aeterna – именно так,
на латыни, в оригинале назвал режиссёр свой фильм
Многообещающее начало: цитата из Достоевского и эпизод с сожжением ведьмы в cредневековье сменяются кадрами с современной съёмочной площадки, где суперзвёзды Беатрис Даль и Шарлотта Генсбур играют самих себя. Они откровенничают о сыгранных ролях и киношном закулисье. Изображение то и дело делится на две, а то и три части, разговор переходит с французского на английский, да и сами актрисы в ожидании съёмки эпизода с сожжением всё больше устают, раздражаются и, уставшие от личных проблем, но не в силах спрятаться от посторонних взглядов, становятся похожи на ведьм. Тем временем режиссёр, верный своему замыслу погрузить зрителя в атмосферу сложных взаимоотношений творческих личностей и повышенной эмоциональности на съёмочной площадке, давит на него то кадрами негативных эмоций на лицах героинь, то назойливым неоновым светом, то оглушительным шумом, то пустым экраном. Фактически через все эти переживания зрители проходят вместе с актрисами на экране, сроднившись с ними и испытывая то раздражение, то сочувствие к ним. Для тех, кто мужественно досмотрел до конца, – сюрприз в самом последнем эпизоде: шутливая фраза, раскрывающая многое из содержания фильма в новом свете.