В августе в Магнитогорске побывала необычная делегация из США - потомки одного из первостроителей комбината, американца Луи Эрнста. Его сын, внук и правнук захотели своими глазами увидеть город и предприятие, которые начинал строить их предок, чтобы погрузиться в историю, начавшуюся ещё в 30-е годы прошлого века. Сопровождал гостей представитель совета ветеранов ОАО "ММК" Борис Булахов.
В 30-е годы СССР называли "страной, у которой есть план". Запад переживал депрессию, безработицу, а в той же Магнитке каждые руки были на вес золота. Например, по официальным сведениям Амторга - по сути выполнявшего в то время консульские функции - в течение одного только 1930 года около миллиона американцев обратились в соответствующие органы с просьбой уехать в СССР. Эту цифру проверить сейчас сложно, но то, что в период великой депрессии руководство США было обеспокоено утечкой "в Советы" такого количества рабочих рук - это факт.
В отличие от политической эмиграции представители экономической не имели в СССР ни особого статуса, ни каких-либо привилегий. Причём, большинство "симпатизирующих" приезжали с явно завышенными ожиданиями: в отношении оплаты труда, бытовых и производственных условий. Они не имели чёткого представления о том, что происходило в большевистской России, но не сомневались в главном: в Советском Союзе идёт массовое строительство промышленных предприятий, там ценят труд, там рождается "человек свободного мира"!
Именно с таким настроением американский рабочий Луи Эрнст приехал на Магнитострой, где устроился на строительство объектов коксохимического производства. Здесь же он встретил русскую девушку, которая не побоялась связать свою жизнь с иностранцем. И здесь же, в 1933 году, у них родился сын - Билл. Через некоторое время Луи Эрнст с женой и сыном отправляется строить металлургические заводы в Казахстане и на Украине. И лишь в 1947 году они покидают Советский Союз.
Биллу было тогда 14 лет. Кстати, впоследствии он неоднократно приезжал в Россию. Билл хорошо знает русский язык и вслед за отцом пошёл по металлургической стезе: работал в Москве, был директором металлургического завода в США, Венгрии. Да и в Магнитке Билл Эрнст бывал неоднократно. А в юбилейный для города год решил привезти сюда своего сына Девида и внука Метью. Чтобы они своими глазами увидели город, о котором так много рассказывал их дед и прадед.
Пребывание американцев в Магнитогорске началось с экскурсии по городу и его окрестностям. По рассказам Бориса Булахова, гости были приятно удивлены увиденным. Побывали на Банном, в Аркаиме, в Абзакове, у монумента "Тыл-Фронту", возле знака "Европа-Азия", на смотровой площадке и, конечно же, на ММК. Особенно поразил их тёплый приём, оказанный гостям на коксохиме, где в музее предприятия хранится немало информации о людях, стоявших у истоков коксохима, в том числе и о Луи Эрнсте. После экскурсии по КХП гости сделали памятное фото возле памятника первостроителям коксохима. Сюжет памятника прост - молодой строитель толкает вверх по откосу гружённую породой тачку. На кирпичной стене ? две плиты с именами участников строительства объектов коксохимического производства. Среди русских, украинских, татарских, башкирских, чувашских фамилий есть и имя американца Луи Эрнста.
После ММК американские гости побывали в Ледовой арене "Металлург", где правнуку Луи Эрнста - Метью, который увлекается хоккеем, разрешили поприсутствовать на тренировке молодёжной команды "Стальные лисы" и даже преподнесли в подарок клюшку.
Удастся ли им ещё когда-нибудь попасть в Магнитку, Билл Эрнст и его семья пока не знают. Но в одном уверены точно: то радушие, с которым их встретила легендарная Магнитка, они не забудут никогда.