А в начале тридцатых годов прошлого века художники слова создают произведения о "голубых городах" будущего, среди которых была и Магнитка.
О Магнитогорске написано изрядное количество художественных произведений: малоизвестная "Сталь" Павла Низового, "Время, вперёд!" Валентина Катаева, "Люди из захолустья" Александра Малышкина, "Я люблю" Александра Авдеенко. А вот фантастические произведения о Магнитогорске будущего практически неизвестны…
"С крыши Магнитогорск был виден, точно на ладони. От центра, где высились небоскрёбы статистических отделов, улицы расходились симметричными кольцами, пересекаемыми радиальными бульварами. Гигантские, голубые и белые, здания научных учреждений сверкали солнечными бликами. Над центром города взлетел ввысь аэровокзал. Смелый полёт его башен с причальными мачтами для дирижаблей, стремительный бег пилястр от подножья к колоссальному аэродрому, гигантские своды - всё это напоминало застывшую симфонию. Уступами воздушных линий стекла и бетона площади и улицы пробирались сквозь парки и сады к голубеющим горизонтам. Вдали поднимались в облака шестидесятиэтажные отели с садами на крышах. Залитые солнцем открытые пространства кипели повседневной суетой. Сквозь пролёты застеклённых ажурных мостов мчались пневматические поезда. Внизу, в широких улицах, непрерывным потоком неслись автомобили, мотоциклы и автобусы. Бесчисленные толпы людей сновали на улицах, вливаясь в открытые двери метрополитена. Люди поднимались лифтами и, взмахнув крыльями, взлетали ввысь."
Таким видел через столетие Магнитогорск писатель Ян Ларри в фантастическом романе "Страна счастливых", опубликованном ленинградским издательством в 1931 году. Архитекторы же Борис Данчич и Пётр Дуплицкий заглядывали через десятилетнюю дымку более прозаично и реально. Они представляли Магнитку без окраин, без убожества и нищеты.
"На центральной возвышенности двухсоттысячного города, с выходом на пруд, появится его главная площадь, возведены общественные учреждения. Магнитогорск будет возводиться кварталами на 4-5 тысяч жителей, с преобладанием невысоких зданий. Длина городской уличной сети - пять километров, параллельно заводу, шириной 2,5 километра. Вся площадь, которую займёт новый город, 2700 гектаров. Изломы улиц, зелёные насаждения смягчат действие ветров. Кроме береговой парковой зоны разобьётся ещё один большой парк, а в западной части Магнитки появится городской сад. Украсят её зелёные аллеи общественных зданий, богатые внешним стройным обликом.
Город и завод соединит переход, через который протянется пешее, трамвайное и транспортное движение. Социалистический город превратится в красивейший и благоустроенный город страны".
Этим планам не суждено было осуществиться в военное время. Интенсивное строительство правобережья возобновилось только в 1946 году.