– В 2001 году, – рассказывает директор центра занятости Вячеслав ТАРКИН, – благодаря вмешательству депутатов Госдумы Александра Чершинцева и Павла Крашенинникова, удалось сдвинуть дело с мертвой точки. В начале 2005 года мы получили в полном объеме финансирование для окончания строительства, в чем исключительную роль сыграл Павел Крашенинников, а 26 декабря переехали в новое, специально построенное двухэтажное здание по улице Советской, 178/1.
– Но это же в районе Зеленого Лога – одной из окраин города. Трудно назвать расположение очень удачным.
– Тем не менее, количество обращений граждан в службу занятости не уменьшилось. Даже в январе, несмотря на морозы, затяжные рождественско-новогодние каникулы, число обращений осталось на прежнем уровне. Так что и здесь мы востребованы. Официальный уровень безработицы на конец марта составил 0,7 процента, а был 1,1 процента. То есть стал несколько ниже, потому что улучшился процесс трудоустройства. На конец этого года количество безработных, я думаю, все-таки возрастет, но в пределах 1–1,3 процента. Мы перешли на новый программный продукт. Если раньше работали по программе содействия трудоустройству, которая предполагала обобщение сведений на местном уровне, то новая программа очень централизованна, и все сведения, которые мы здесь регистрируем по обращениями, – все вакансии и услуги, которые предлагаем, тут же обобщаются и уходят на уровень области.
– И что вы можете предложить?
– Сейчас мы располагаем примерно 2100 вакансиями. Прежде всего для рабочих, и тут у нас просто «горит». Требуются сварщики, станочники, отделочники, водители, газорезчики, инженеры-электрики, электронщики, программисты… Но одно требование: нужны не просто, скажем, вчерашние ученики, не имеющие навыков, а квалифицированные кадры. Для выпускников высших учебных заведений – программа «Новый старт». Она дает нам право договариваться с предприятием и оплачивать нашему подопечному минимальную зарплату в течение трех месяцев. На предприятии за это время с ним знакомятся, и если он устраивает как работник, то остается там трудиться.
Если вы обратились к нам, имея низкую квалификацию, мы имеем возможность вас переобучить. В прошлом году переобучено около 550 человек. В этом году в связи со снижением объема финансирования планируем несколько меньше: 340–350 человек. Тех, кто имеет профессию, не подлежащую переподготовке, трудоустраиваем. Уровень трудоустройства достаточно высокий – до 70 процентов. Ну, а летом будем заниматься молодежной занятостью, чтобы дать ребятишкам возможность немного заработать.
– А женщинам бальзаковского возраста по-прежнему трудно на что-то претендовать?
– Это головная боль не только службы занятости. Если законодатель примет решение о первоочередном финансировании проектов, связанных с трудоустройством женщин, то проблема может быть решена не только для женщин бальзаковского возраста. Потому что среди стоящих у нас на учете безработных 85 процентов – женщины. И вопрос их трудоустройства везде стоит очень остро.
– Только в торговле, похоже, им можно рассчитывать на место.
– Да, но дело в том, что в торговле, в сфере услуг мы сталкиваемся с ситуацией, когда им не предоставляют никакого социального пакета: ни больничных, ни отпускных, ни выходных – ничего. Более того, нередко и трудовые отношения в законодательном плане не оформлены, как полагается: нет ни трудового договора, ни договора подряда. Не начисляются, следовательно, и пенсионные взносы и т. п. То есть люди беззащитны. Поэтому, если говорить о трудоустройстве женщин в сфере услуг, то надо учитывать и эти особенности.
– А кадровые агентства помогают в решении этой и других проблем трудоустройства? Они, кстати, сотрудничают или соперничают с вами?
– В некотором смысле они наши конкуренты. Но они не всех граждан берутся трудоустраивать. По крайней мере, те, кто числятся у нас безработными, в течение года получают пособия, имеют возможность переобучиться, поучаствовать в общественных работах и заработать дополнительно к пособию. Иногда кадровые агентства располагают более качественными заявками, но обычно используют ту же базу, что и мы.
– Они, наверное, ориентируются на малый и средний бизнес, а к вам предпочитают обращаться крупные предприятия?
– Средний и малый бизнес к нам тоже обращается… Но если где-то требуется, так сказать, «штучный» специалист, кадровое агентство, возможно, лучше поможет. А вообще, будь то металлургический комбинат, трест «Магнитострой», метизный, калибровочный или иной завод, работодателю важно получить квалифицированную рабочую силу, независимо от источников. И конкуренция тут не мешает.
Сегодня у нас идет комплектация кадров для жилищно-коммунальной сферы, милицейских учреждений, системы здравоохранения и других отраслей. У каждого нашего работника на столе лежит памятка – своего рода руководство к действию.
В. Таркин показывает листок, где крупным шрифтом выделено: «Работа есть для каждого!» И это, говорит он, не преувеличение.



