Получив новую игрушку, дети, бывает, очень быстро теряют к ней всякий интерес и начинают требовать что-нибудь ещё - очередной конструктор, машинку, куклу. Процесс бесконечен и заводит в тупик. Родители не понимают, как им себя вести - ведь ограничение детей в игрушках обе стороны воспринимают как наказание.
Как пишет The Independent, кардинальное решение этой проблемы предложили в Германии. Там несколько лет в некоторых детских садах осуществляется проект "Детский сад без игрушек", и число присоединяющихся к этому движению детских дошкольных учреждений продолжает расти. Идея заключается в полном лишении детей всего, без чего, казалось бы, невозможно представить счастливое детство - игрушек, конструкторов, книжек, карандашей, фломастеров, бумаги. Вместо всего этого детям на три месяца в году оставляют стулья, столы и несколько одеял. Кроме того, воспитатели никак не участвуют в деятельности детей, а только издали присматривают за ними. Предоставленным самим себе воспитанникам нужно включить фантазию и придумать, чем заняться, во что и как играть.
Проект придумали инспекторы общественного здравоохранения Райнер Стрик и Эльке Шуберт, работающие со взрослыми, страдающими от различных зависимостей. Специалистов чрезвычайно беспокоила проблема формирования зависимого поведения в раннем детстве. Они хотели показать, что, будучи избавленным от удушающего количества покупных игрушек, дети вполне могут счастливо и креативно играть в то, что им попадётся в окружающем пространстве.
Как показал проект, этот жёсткий метод действительно работает. В первый день, оказавшись одни в огромной, практически пустой комнате, дети в недоумении смотрят друг на друга. Сначала они совершенно не знают, чем им заняться, и скучают. Но уже на второй день ситуация коренным образом меняется. Дети начинают играть - строят из стульев, столов и одеял убежища, поезда, машины. Они учатся общаться друг с другом, работать в команде, понимать других и самих себя. Их воображение работает на полную катушку. В результате без жёсткого контроля и распорядка дня дети чувствуют себя свободными и счастливыми. Когда игрушки снова возвращаются, дети радуются, но отношение к ним меняется - они начинают их ценить.
Этот метод берут на вооружение и немецкие родители. Как рассказал один из пап, раньше его сын любил вывалить все игрушки так, чтобы они покрыли ровным слоем пол в его комнате, и в итоге не играл ни с одной из них, ныл и скучал. Теперь все игрушки убраны на чердак. Мальчику выдают только одну из них - ту, с которой он действительно хотел бы поиграть, а потом, по окончании игры, снова убирают. В результате, по словам отца, ребёнок стал гораздо спокойнее и научился подолгу играть с одним предметом, придумывая всё новые и новые игры.