Недавно журнал "Деньги" опубликовал статью Владимира Рувинского "Кривая счастья", в которой кумовство и родственные связи показаны факторами, стопорящими инновационный подъём национальной экономики. Интервьюируя Виктора Вахштайна, руководителя социальных опросов "Евробарометра", Рувинский рисует картину социальных связей в современной России.
С одной стороны, когда есть люди, "на которых всегда можно положиться в трудную минуту", - это компенсация неработающих общественных институтов, судов, здравоохранения, плохой безопасности. В качестве примера Вахштайн приводит дагестанского пастуха, который, зарабатывая в пять-семь раз меньше московского менеджера средней руки, тем не менее, соберёт 300 тысяч рублей по знакомым и родне всего за пару дней, тогда как менеджер, в лучшем случае, может рассчитывать на 150 тысяч. Но, хотя некоторые социологи и называют социальные связи проявлением гражданского общества, на деле, по мнению Виктора Вахштайна, - это укрепление "института блата", когда привилегии в разных сферах отдают не тому, кто компетентен в решении конкретных вопросов, а родственникам и друзьям. Или же по их рекомендации. То есть, по рекомендации находят врача, юриста, сантехника, а три четверти населения в стране, по данным Вахштайна, устроились на работу по личным и родственным связям.
Отношения, когда "можно положиться в трудную минуту", предполагают круговую поруку. В докладе Better Life Index социальные связи, по которым Россия занимает 18 место среди 38 анализируемых стран, главным образом определяют благополучие человека. И в то же время они - одна из главных преград к накоплению человеческого и социального капитала. То есть, качество жизни во многом зависит от того, есть ли у человека собственные накопления, чтобы, к примеру, не занимать у родственников. Не приходится ли гражданам сталкиваться с непрофессионализмом чиновника, который получил место, потому что он чей-то сын или племянник?