В связи с обострением обстановки в Египте и Тунисе местный отдел управления Роспотребнадзора объясняет магнитогорцам, как действовать при расторжении договора на реализацию турпутевок.
В Роспотребнадзор поступают многочисленные звонки граждан, которые приобрели турпродукт до наступления беспорядков в Египте и поездка им только предстоит. Суть жалоб граждан в том, что турагентства Магнитогорска отказываются возвращать деньги за приобретенные путевки в Египет, предлагая заменить одно путешествие другим либо перенести срок путешествия, надеясь на стабилизацию положения в стране.
"Считаем необходимым разъяснить потребителям права и обязанности сторон при оказании услуг по реализации туристического продукта, а также оказать помощь в разрешении конфликтных ситуаций при расторжении договоров о реализации туристического продукта или их изменений", - сообщают ведомства.
В соответствии со ст. 14 федерального закона "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристического продукта или его изменения. Наличие указанных обстоятельств подтверждаются решениями федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении договора до начала путешествия туристу возвращают денежную сумму, равную общей цене туристического продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональной стоимости не оказанных туристу услуг.
Как действовать потребителю? Если информацию о возникновении чрезвычайной ситуации в стране временного пребывания потребитель получил до начала путешествия, ему необходимо обратиться к туроператору (турагенту) с письменной претензией, в которой необходимо изложить требования и указать причины расторжения договора по реализации турпродукта со ссылкой на условия договора, регламентирующие порядок изменения и расторжения договора о реализации турпродукта. В соответствии с п. 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденных ПП РФ от 18.07.2007 г. № 452, претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней с направлением в адрес туриста письменного ответа. В случае отказа добровольно удовлетворить требования туриста, изложенные в претензии, либо в случае непредоставления ответа на претензию турист должен обратиться в суд с иском.
В соответствии с ч.1 ст. 47 ГК РФ Роспотребнадзор и его территориальные органы могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключений по делу в защиту прав потребителей. В случае реализации права на судебную защиту потребитель может обратиться в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Магнитогорске по адресу: ул. Ленинградская, д. 84, каб. 205.
Если турист уже находится в стране временного пребывания и там возникли чрезвычайные ситуации, государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе по их эвакуации из страны временного пребывания.
Турагент при заключении договора на реализацию турпродукта обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в стране временного пребывания, в которые потребитель может обратиться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу потребителя. Далее следует возврат части денежных средств в размере не оказанных потребителю услуг.
При поступлении потребителям предложений от "исполнителей" (турагентов, туроператоров) о переносе срока путешествия или замене страны временного пребывания решения принимают только с согласия потребителя. Напоминаем, что первоначально требование о возмещении понесенных расходов потребитель имеет право предъявить как турагенту, так и туроператору.
Получить предварительные консультации в территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Магнитогорске и согласовать время оказания правовой помощи можно по телефону 20-24-36.