Именно так называется короткометражный фильм Ролана Быкова, открывший конференцию "Программно-целевой подход в работе по предотвращению случаев самовольных уходов несовершеннолетних из семей или государственных учреждений". Конференция предваряла февральскую акцию "Дети улиц", организованную городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Знаменитую десятиминутную ленту о девочке, ставшей жертвой больных отношений в семье, невозможно смотреть без кома в горле. Горько сознавать, что с 1990 года, когда был снят фильм, вряд ли что-нибудь изменилось. Пьющие мамы, ненужные дети… Девочка Люба гибнет и ангелом взмывает в небо. Девочка Нина, сыгравшая её роль, жива и сама дважды стала мамой. До сих пор благодарна она режиссёру, который помог ей вырваться из кошмара её детства.
Для ребёнка большой мир - страшный и незнакомый. Когда дома - тепло и уют, для утоления жажды приключений хватит экспедиции к ближайшему оврагу в компании друзей и фильмов со старинными парусниками. И совсем другое дело - когда маленький человек бежит в неизвестность, лишь бы не оставаться там, где ему плохо.
Не случайно акция "Дети улиц" проводится именно в феврале. Несовершеннолетние уходят в никуда круглый год, но самый холодный месяц в году - время, когда это особенно опасно. Уходят всё же не в никуда, а в подвалы и на чердаки, в заброшенные садовые домики, где уличная компания примет бедолагу таким, какой он есть. Опасность - в асоциальном образе жизни, который станет нормой, как и вредные привычки.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних городской администрации Любовь Щебуняева напомнила о гибели 17-летнего Ильи. Юноша из благополучной семьи замёрз на улице, уснув под влиянием медикаментов. Оказалось, ему и раньше случалось не ночевать дома, поэтому родители спохватились не сразу.
Бывает так, что семья только кажется благополучной. Отец и мачеха вроде бы искренне беспокоились о пятнадцатилетней Насте, склонной к бродяжничеству, и далеко не сразу выяснилось, что отец совершал насильственные сексуальные действия по отношению к девочке и её десятилетней сестрёнке.
У четырнадцатилетней Карины, которая употребляла алкоголь в уличной компании, перед глазами - пример пьющей мамы. Сейчас девочка на учёте.
Для педагогов первый тревожный сигнал - когда ребёнок не пришёл на уроки. Болезнь это или же прогул? Детская безнадзорность чревата многими бедами. Пока ребёнок без присмотра, он может стать жертвой преступника или же сам нарушить закон. Ежемесячный мониторинг прогульщиков проводит управление образования, и это серьёзное подспорье в работе городской комиссии по делам несовершеннолетних. Так, в декабре выявлено 18 подростков, регулярно не посещающих школу, и семеро - систематически прогуливающих уроки. В январе двоих вернули за парту, установили контроль за теми, кто склонен к прогулам.
На учёте в городской комиссии - 167 семей в социально опасном положении, в которых воспитывается 252 ребёнка. А сколько не выявленных семей, где жизнь детей сравнима с кошмаром? Предотвращать домашнее насилие помогают неравнодушные люди - те, кто не прошёл мимо раздетого школьника в холодном подъезде, которого вот так "наказали" за плохие оценки, кто не может равнодушно слышать непрекращающийся детский плач за стеной…
Если ребёнок в беде или в опасности, позвоните: 123, 49-04-57, 29-80-02.
Любовь Щебуняева напомнила телефоны горячей линии: 49-04-57 - отдел по делам несовершеннолетних, 29-80-02 - управление внутренних дел по Магнитогорску. А руководитель Правобережного межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета РФ по Челябинской области Дмитрий Бандуровский сообщил короткий номер - 123, по которому моментально отреагируют на сообщение о том, что ребёнок попал в беду.
Инспектор отдела обеспечения охраны порядка УМВД по Магнитогорску Елена Слепенко, отмечая общую тенденцию к снижению подростковой преступности, поделилась тревогой по поводу размаха продажи спиртного подросткам и рассказала о росте групповой преступности среди несовершеннолетних.
Пожалуй, в числе самых интересных можно отметить и доклад педагога-психолога центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Магнитогорска Ольги Белоноговой.
- В формировании такого типа личности, как "дети улицы", играют свою роль многие факторы, но основным остается перенесённое ребёнком насилие - моральное или физическое. В тех случаях, когда оно становится запредельным для восприятия ребёнка, у него появляется стойкое желание убежать из привычного ему общества - семьи, близких, одноклассников - и жить в мире со своими законами. Ребёнок уходит из дома и пополняет число "детей улицы", - рассказала Ольга Михайловна. - В наше время проблема жестокого обращения и насилия по отношению к детям становится всё более актуальной. Даже в благополучных семьях в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение его общения или прогулки. Жестокое обращение с ребёнком также может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название "буллинг" (от английского bullying - запугивание, травля)…
Акцент в своём выступлении Ольга Белоногова сделала на признаках психического насилия, которое не менее опасно, чем физическое. Результатом его могут быть задержка физического и умственного развития, нервный тик, энурез, печальный вид, различные соматические проявления - ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология. О психическом насилии могут говорить и такие особенности поведения ребёнка, как беспокойство или тревожность, нарушения сна и аппетита, длительное подавленное состояние, склонность к уединению, агрессивность, чрезмерная уступчивость, заискивающее или угодливое поведение, угрозы или попытки самоубийства, неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников, плохая успеваемость, низкая самооценка. Всё это должно насторожить педагогов, психологов и других взрослых, общающихся с ребёнком.
Если ребёнок уже почувствовал вкус бродяжничества, потребуется большая работа со стороны психолога, ведь значительная часть "детей улицы" нуждается не только в защите взрослых, но и в восстановлении того доверия к взрослому миру, которое было нарушено.