В следующую среду киноклуб P. S. на площадке кинотеатра с джазовой душой позволит себе это гурманское удовольствие: посмотрит и обсудит картину "Хичкок/Трюффо" (16+), созданную в соавторстве кинокритиком и директором Нью-Йоркского кинофестиваля Кентом Джонсом и директором Французской синематеки Сержем Тубиана.
В основу фильма легло давнее "открытие" одним из основоположников французского кино новой волны Франсуа Трюффо американского кинорежиссёра Альфреда Хичкока, долгое время считавшегося не более чем успешным ремесленником. Именно Трюффо принадлежит новый взгляд на Хичкока - мастера создания атмосферы напряжения и трепета на экране. В 1966 году книга "Хичкок/Трюффо" (16+) - интервью с мастером триллера, длившееся целую неделю, - потрясла кинопублику. И не только потому, что в интервью Хичкок раскрыл секреты создания эффекта страха и ожидания катастрофы, но и потому, что внимание зрителей обратили на тонкий психологический подтекст фильмов Хичкока. Его взгляд обращён на человека в плену обстоятельств - будь то опасающийся несправедливого обвинения жилец в одноимённом фильме 1926 года (12+) или сын, чья личная жизнь рушится эгоизмом матери в "Птицах" 1963 года (12+). Недаром образы и метафоры из хичкоковских фильмов перешли в триллеры и психологические драмы других мастеров кино: до сих пор не приелись на экране многочисленные маяки, на которых вершится кульминация в противостоянии кровных врагов, по-прежнему боязно за персонажей под струями воды в закрытом душе и всё так же верно хичкоковское "нет ничего страшнее закрытой двери".
Через полсотни лет название книги перекочевало к фильму, собравшему аудио- и видеозаписи середины прошлого века и фрагменты кинолент гения психологического триллера. Только теперь зритель видит Хичкока не столько глазами "первооткрывателя" Трюффо, сколько сам открывает его через признания десятка нынешних мастеров кино, среди которых Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер, Киёси Куросава, Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, о роли его фирменного стиля в формировании их творческого почерка. В архивных кадрах рядом с Трюффо часто появляется сорокасемилетняя Хелен Скотт, отличавшаяся левыми взглядами и пережившая охоту на ведьм эпохи пятидесятых, но не сменившая политических ориентиров. Критики часто называют её соавтором французского режиссёра, так что хотя в фильме ей отведено совсем немного места, её смело можно считать одним из действующих лиц "Хичкока/Трюффо". Удалось ли всем вместе режиссёрам и их соавторам при содействии самого Хичкока раскрыть загадку его творчества? Вряд ли это возможно сделать в одном фильме. Но приоткрыть завесу тайны над ним - несомненно.