– Листья никто не рвет, – улыбается заместитель директора по учебно-воспитательной работе Надежда Ерофеева. – Когда гости приходят, всегда удивляются: дети работают красками, а у вас так чисто, все сияет… Но ведь пачкать чистое и светлое рука не поднимется. С этого и начинается эстетическое воспитание. Помните, как у Булгакова, – разруха не в сортирах, а в головах.
Здесь есть уроки, но нет звонков. И ребята неохотно выходят на перемены – жаль прерывать работу. Названия школьных предметов звучат необычно: рисунок, живопись, скульптура, керамика, история изобразительного искусства, компьютерная графика. Академическая программа, утвержденная Министерством культуры. Тринадцать часов в неделю – это не шутки. Но здесь заговор единомышленников – никому не надо объяснять, почему рисовать череп интереснее, чем, к примеру, смотреть телевизор. Дело не в черепе, а в проникновении в суть вещей.
– Самый простой рисунок – уже медитация, – считает Надежда Николаевна. – Ребенок учится смотреть и видеть. Он ведет внутренний диалог – сам себе задает вопрос и ищет ответ. Например, где на этом белом чайнике рефлекс от драпировки? Нашел рефлекс – нашел ответ.
Ребята учатся находить ответы годами. Сначала подготовительное отделение, потом, в одиннадцать лет – первый курс, а всего их пять. Берут в «художку» всех, независимо от способностей, и уже в процессе учебы выявляют звездочек.
На занятии живописью знакомлюсь с четверокурсниками. Шестнадцатилетняя Катя Еремина учится на художника-оформителя в профессиональном лицее № 53. Четырнадцатилетний Саша Буренин – школьник, с профессией пока не определился. «Учеба в квадрате» дается ребятам легко, да и сверстники ботаниками их не считают – наоборот, уважают.
Сейчас здесь учится 550 детей – больше, чем в иной общеобразовательной школе. Ежегодно оканчивают художественную школу 80 выпускников. Из них треть становятся студентами вузов. И не только факультета изобразительного искусства и дизайна в МаГУ или архитектурно-строительного факультета МГТУ. Поступают в Екатеринбург, Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург – в знаменитую «репу», как художники любовно называют Академию живописи и зодчества имени Репина.
Может, для нынешних первокурсников из художественной школы это пока кажется недостижимой мечтой. Но когда «подготовишки» рассматривают рисунки старшекурсников в рамах на стенах, им тоже не верится, что когда-нибудь так смогут и они. Я заглянула к самым маленьким. Увидев, что учительница отвлеклась на чужую тетю, одна девочка молча и настойчиво потянула ее за юбку – работать пора!
Работают тут азартно. Тон задают, конечно, преподаватели, фанаты своего дела. Или даже фанатики. На каникулах и по выходным школа официально закрыта, но они рвутся поработать еще. А зарплаты в сфере культуры еще ниже, чем в образовании. Художники утешают себя соображением – нет материального удовлетворения, зато есть моральное. Успевают не только уроки проводить, но и авторские программы разрабатывать. А еще творят – кто в мастерской, кто, как говорится, на кухне.
На летних каникулах выезжают с детьми на пленэр: то в Верхнеуральск – рисовать купеческие дома, то в Старую Магнитку – на деревенские пейзажи, то просто в город. Хотя эта простота обманчива – много ли родителей могут похвастать, что познакомили ребенка с Магнитогорском, рассматривали с ними «архитектурные излишества», проходили не только по главным проспектам, но и заглядывали во дворики тихих улочек. «Не знают ребята Магнитогорск, – делают вывод преподаватели, – но это исправимо».
Методист Галина Чурляева вообще придумала сравнивать исторические здания других городов и стран с нашими магнитогорскими. Вот вам вопрос на засыпку – на что похож дом на пересечении улиц Горького и Комсомольской, в котором сейчас магазин «Московский»? Оказывается, на здание Сената архитектора Карла Росси. А что вам напоминает цирк и Крытый рынок, обелиски на въезде в город, бывший кинотеатр Горького?
В московском открытом конкурсе новых проектов и технологий «Балакиревский проект» Галина Чурляева со своей идеей о связи времен стала победительницей. Преподаватели из других городов говорили: «Теперь мы знаем, как детям город показывать». Это были люди из исторических городов России, но класс им показывала индустриальная Магнитка, в которой архитектура в разы беднее.
В эту школу идут на имена. Все знают, что Ирина Кушнир способна разглядеть у ребенка божий дар, найти ту самую струночку, «вытянуть» его умение…А у Александра Величко в группе всегда есть стипендиаты губернатора. Жаль, обо всех двадцати восьми преподавателях не расскажешь. Но за них говорят работы детей. Каждый год школа участвует в трех десятках конкурсов, во многих побеждает.
К примеру, в мастерской я увидела незаконченный еще батик. Оказалось, это на международный конкурс «Флаги мира». Конкурс проводят каждый год, и победители из Магнитки ездили на награждение в Китай.
В нынешнем году магнитогорская художественная школа стала лауреатом всероссийского конкурса издательского проекта «Школы искусств – достояние российского государства».
Недавно стала победительницей областного конкурса «Лучшее образовательное учреждение культуры». Кстати, когда принимали это решение, победы магнитогорских детей в российских и мировых конкурсах творческих работ тоже учитывали. Равно как и методику, преподавательский уровень, знания детей, материальную базу… Приезжавший по этому случаю заслуженный художник России, директор Челябинского художественного училища Сергей Селиверстов завидовал нашему богатому натурному фонду. Дескать, откуда столько? А ведь магнитогорской «художке» в октябре исполнилось 40 лет, за это время не только не растеряли того, что было, но и приумножили. Как в музей, заходишь в учительскую и по совместительству хранилище. На стеллажах до потолка высятся гипсовые слепки, разнообразные самовары, вазочки, графинчики, старинные утюги…
Жаль, что национальный проект прошел мимо учреждений культуры. Тем не менее, художественная школа может похвастать современным компьютерным классом, благодаря которому можно и в Дрезденскую картинную галерею попасть, и самому нарисовать, и тут же вывести рисунок на цветном принтере. Здесь же печатают афиши к выставкам, методички, различные буклеты. Есть цифровая камера и два фотоаппарата, DVD-проектор, без которого не обойтись на истории искусств. Купили большую муфельную печь для обжига керамики в дополнение к маленьким…
Сдерживает развитие небольшое здание. Есть еще одно – в котором занимаются «подготовишки». Но нужно не рассредоточиваться, а сосредоточиваться в одном большом здании.
– К нашему зданию магнитогорский архитектор Анатолий Волобуев начертил шикарный пристрой, – рассказывает директор Леонид Эслингер. – На третьем этаже мастерские, в том числе масляной живописи. Со стороны фасада – ротонда, в ней выставочные залы. В подвале мини-типография, гончарная, керамическая и гипсовая мастерские. Мы могли бы делать для города парковые скульпторы...
А еще есть задумка открыть на базе школы лицей-интернат. Чтобы в Магнитке могли учиться талантливые дети из деревень. Ведь там не то что проекторов – элементарных книг по искусству не хватает. Лучшей в области художественной школе есть что предложить им.