Событие, как отметил на открытии завода заместитель министра экономического развития области Игорь Лошманов, знаковое не только в районном, но и в областном масштабе. По поручению правительства области и губернатора Петра Сумина он поздравил с пуском завода всех, кто участвовал в строительстве, и пригласил иностранных инвесторов к дальнейшему сотрудничеству. Они, со своей стороны, дали понять, что это первый, но отнюдь не последний завод на Южном Урале. Генеральный директор «ОМИА Восточная Европа» Леопольд Платтнер выразил признательность российской стороне и всем, кто участвовал в строительстве комплекса по переработке мрамора в Субутаке, после чего генеральный директор «ОМИА Россия» Александр Звонов провел презентацию концерна – крупнейшего в мире поставщика природного карбоната кальция.
Несколько ключевых цифр: частная швейцарская компания, чей бизнес начинался 120 лет назад с добычи мела и производства оконной замазки и детского пластилина, является сегодня мировым лидером в производстве мраморных микрочастиц. Она владеет 150 заводами в 42 странах мира с годовым объемом продаж в 2,5 млрд. евро. Комплекс в Субутаке – ее второй производственный объект в России. Первый построен три года назад в Сыктывкаре. Завод производительностью 150 тысяч тонн в год даст серьезные вливания в экономику двух соседних районов – Агаповского и Карталинского, где расположен Еленинский мраморный карьер и откуда идут поставки сырья. Об этом говорил глава Агаповского района Александр Домбаев. И не зря глава Карталинского района Александр Рекунов не скрывает сожаления, что завод построили не в его районе, как предполагалось вначале, а в Агаповском.
Приход на село столь крупного современного производства измеряется не только в рублях или евро. Субутак как будто ожил: здесь многое за последний год изменилось к лучшему. Отношение жителей поселка выразила, как донесла молва, одна бабушка, сравнившая высотное бело-голубое здание завода с храмом, – вот креста только не хватает. Чтобы территория недавней стройплощадки стала похожа на только что разбитый сквер, не считаясь со временем, в авральном режиме работал весь инженерно-технический персонал. Казалось бы, какое дело частному иностранному инвестору и дирекции завода до жизни сельского поселка? Тем не менее директор филиала «ОМИА Урал» Иван Угржик оказывает сельчанам посильную помощь в решении многих проблем.
Какое отношение имеет к строительству на селе промышленный Магнитогорск? Самое прямое: один только перечень предприятий и служб города, так или иначе способствовавших возведению завода, занял бы пару газетных абзацев. Все они были приглашены фирмой «ОМИА» на церемонию открытия: ОАО «Прокатмонтаж», ОАО «Межрайгаз», НПФ «Рифей», МНТЦ «Диагностика», ОАО «Челябэнерго» и «Челябэнергосбыт», представители Роспотребнадзора, Центра гигиены и эпидемиологии, Ростехнадзора... В числе гостей были представители челябинских предприятий и сельских администраций, директора карьеров и рудников. Наконец, Субутак с Австрией связывают воздушные ворота Магнитки: здесь живут возводившие завод иностранные специалисты и отсюда же – молодые инженерные кадры, все – недавние выпускники МГТУ.
А вот потребителей продукции – микромраморных наполнителей – в ближайшей округе нет. Природный карбонат кальция используется в бумажной и лакокрасочной промышленности, при производстве пластмасс и в строительной индустрии. Бумага «Снегурочка» почти на четверть состоит из этого продукта, как и любая высококачественная белая бумага во всем мире. Оконные профили ПВХ, сайдинг, полиэтилен, полипропилен, сухие строительные смеси, стекло и стеклокерамика, добавки в асфальт, кирпич, минеральные удобрения и в комбикорма для братьев наших меньших, пищевая промышленность и фармация – это далеко не полный перечень сферы применения мраморных микрочастиц. Они содержатся даже в жевательной резинке и памперсах.
До сегодняшнего дня российские производители получали карбонат кальция преимущественно с завода «ОМИА» в Турции – Сыктывкарский комплекс ориентирован на снабжение крупного бумажного комбината. С пуском завода в Субутаке продукция приблизится к потребителям. На презентации завода в Субутаке присутствовали представители по меньшей мере четырех десятков предприятий – потребителей микромраморных наполнителей, и дистрибьютеров «ОМИА». В их числе – такие известные, как Санкт-Петербургская и Краснокамская фабрики Гознака, производитель известной марки напольных покрытий Tarkett, Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. Для них важно было увидеть и, что называется, «пощупать» производство своими руками.
Справедливости ради следует сказать, что подобную продукцию выпускают и отечественные предприятия, в том числе и в нашей области. Ну, а насколько она может конкурировать с продукцией фирмы «ОМИА», отвечающей самым высоким мировым стандартам качества, – покажет рынок. Что касается жителей Челябинской области, то для нас гораздо существеннее, что одним из основополагающих принципов ОМИА является деятельность без ущерба для окружающей среды. Появление на нашей территории ее предприятия можно приветствовать еще и поэтому.