Этот фильм выдающегося и, пожалуй, самого известного иранского режиссёра, "иранского Хичкока" - сорокачетырёхлетнего Асгара Фархади - нашумел ещё до премьеры.
Он уже номинирован на "Оскар", получил призы Каннского кинофестиваля. Правда, от приезда на оскаровскую церемонию режиссёр и исполнительница главной роли заранее отказались из-за введённых Трампом ограничительных мер по ужесточению иммиграционного законодательства. И хотя для кинематографистов могут сделать исключение, они не собираются пользоваться такой привилегией. Тем ценнее возможность посмотреть фильм с большой прокатной судьбой в кинотеатре с джазовой душой вместе с завсегдатаями киноклуба P. S. в следующую среду.
По сюжету, супруги Рана - Таране Алидости и Эмад - Шахаб Хоссейни переезжают в новую квартиру, где на новую хозяйку нападает неизвестный. Обратиться в полицию не позволяют бытующие в обществе предрассудки, и жизнь молодой семьи, живущей по светским правилам, оказывается подчинена тяжёлому выбору: забыть о случившемся или найти обидчика и расплатиться по законам кровной мести. Но ведь тогда мститель может превратиться в обидчика - и как будет с этим жить?
Метафорой надевания социальных масок оказывается театральная жизнь семьи: после работы пара играет в любительском театре роли супругов в пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжёра" - драме разоблачения американской мечты. Вся история строится на недосказанном: фундаментальные устои иранской культуры не позволяют демонстрировать "голую" правду, будь это сцены насилия или просто эпизод выхода из душа, где героиня обязана быть уже одетой с головы до пят. Недосказанность компенсируется метафоричностью. С самого начала картины в ней звучит мотив личной и общественной катастрофы и хаоса: в первом же эпизоде прежнее уютное жилище семьи рушится из-за необдуманных строительных работ.
Фильм, снятый "с плеча", словно бы любительской камерой, через национальную призму исследует гендерные вопросы, темы семьи, иранского общества, традиционного воспитания и мусульманской морали, противоречий тегеранской интеллигенции и городского среднего класса. А сквозь национальное всплывают общечеловеческие вопросы - о проблеме выбора в критической ситуации, о силе чувства стыда и вины, доверии, доброте и жестокости, а главное - о судьбе маленького человека.