Кампания по сдаче единого экзамена в 2015 году прошла незаметно для населения, пишет журнал "Экономическое развитие России". Выпускники школ и их родители, конечно же, волновались, но это обычное дело для любого экзамена. Были небольшие утечки по контрольно-измерительным материалам, но их крайне мало, а поскольку шпаргалки и подсказки - обычное дело, то и реакция на эти действия была слабой: массовых утечек, как в прошлые годы, не наблюдалось.
По данным Федерального института педагогических измерений на их горячую линию за время сдачи ЕГЭ поступило 64 звонка, на электронную почту - более 200 обращений. В Рособрнадзор на горячую линию поступило более пяти тысяч звонков, по электронной почте пришло более двух тысяч обращений. Такое положение свидетельствует о налаженной организации и о рутинизации процесса сдачи ЕГЭ.
Таким образом, элементарное наведение порядка в период сдачи ЕГЭ в 2014 году привело к тому, что общество поверило в объективность экзамена и оценило его достоинства: одна сдача экзаменов - совмещение выпускных экзаменов из школы и вступительных в вуз, - лёгкость подачи документов в высшие учебные заведения и расширение выбора специальностей, на которые можно поступать.
Учительскую общественность успокоило возвращение в экзаменационное поле сочинения: престиж предметов "русский язык" и "литература" в глазах населения и выпускников школ был значительно повышен. Другое дело, что реального воздействия на грамотность подрастающего поколения эта мера не окажет. Деградация владения русским языком началась задолго до введения ЕГЭ и возвращением сочинения эту тенденцию, к сожалению, не переломить.
Еще одной мерой, которая позволила примирить с ЕГЭ учительское сообщество, было разделение экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Теперь выпускник школы, который не собирается поступать в вузы, где математика является профильным предметом, сдаёт данный предмет на базовом уровне. Было бы логично и сдачу русского языка подчинить этому правилу: поступающий в гуманитарные вузы должен сдавать русский язык на профильном уровне. А если считать, что выбор для сдачи на ЕГЭ биологии, физики, химии показывает область интересов выпускника школы, по которой он собирается продолжать обучение, то эти предметы также следует отнести к профильным.
Соответственно целесообразно, чтобы в будущем ЕГЭ было устроено таким образом: молодые люди, которые намереваются поступать в вузы, должны сдать на профильном уровне два предмета, а на базовом - один. Это означает, что должны быть изменены и баллы, по которым допускается поступление в вузы.