В принципе, сокращения затронут все подразделения органов внутренних дел. Одними из первых под удар попали вытрезвители.
Сегодня в Челябинской области существует более 50 отделов внутренних дел. При этом вытрезвителей в 2 раза меньше - только 26. Они действуют, как правило, только в городах.
Согласно Указу Президента, работа в данных учреждениях отнесена к несвойственным для сотрудников милиции функциям. Если же следовать букве закона, то уже с 1 января 2010 года понятие "медвытрезвитель" в России не существует. Это означает, что нет инструкций их работы, а сами вытрезвители находятся вне правового поля.
Однако в одночасье закрыть все вытрезвители на Южном Урале невозможно: дело в том, что все они имеют статус юридического лица. Для ликвидации таких учреждений требуется определенный период времени. Поэтому медицинские вытрезвители просуществуют некоторое время и в 2011 году, пока окончательно не завершится их ликвидация.
Что же касается личного состава, то часть сотрудников переходит в другие подразделения, пожилые работники уходят на пенсию, кого-то приходится сокращать. "До конца года планируется выборочно сократить 50% сотрудников медвытрезвителей. Понятно, что после этого они не смогут функционировать, их работа будет приостановлена", - говорит начальник отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования ГУВД по Челябинской области Станислав Новицкий.
В Челябинской области в результате реорганизации в некоторых территориях вытрезвители числятся только де-юре: фактически пьяных граждан сюда уже не доставляют. Полноценно работают пока только магнитогорские и челябинские - их ликвидируют в последнюю очередь.
У населения возникает вопрос: кто же будет увозить с улиц пьяных нарушителей спокойствия? Сегодня фактически за это не отвечают ни медики, ни милиция.
Согласно действующему закону о милиции, страж порядка имеет право доставлять в дежурную часть лиц, нарушающих порядок, оскорбляющих своим поведением общественность. При этом гражданина, утратившего способность самостоятельно передвигаться, полагается привозить в медицинские учреждения. Ответственность медиков в данном случае прописана в приказе министра здравоохранения от 2 августа 2010 года, который вносит существенные изменения в существовавший ранее циркуляр от 1 ноября 2004 года. Согласно поправкам, сотрудники скорой помощи, вызванные к гражданам, находящимся в состоянии сильного алкогольного, наркотического или токсического опьянения, обязаны доставлять их в наркологические диспансеры - в палаты неотложной наркологической помощи.
Отметим, что согласно новым правилам, сотрудники милиции, обнаружив, например, лежащего на скамейке пьяницу, могут только вызвать скорую помощь. Даже сопровождение такого "клиента" до больницы в их обязанности не входит.