Статистика говорит о спаде интереса россиян к шопингу в огромных магазинах - гипермаркетах. Симпатии потребителей уверенно перемещаются в сторону сетевых магазинов шаговой доступности. Мегамоллы утратили своё главное конкурентное преимущество перед мелкой розницей: цены сравнялись. Более того, в ряде случаев приобретать продукты питания около дома стало даже дешевле, чем в гипермаркете на окраине города.
Если раньше продукты питания в мегамоллах гарантированно стоили на 10-20 процентов дешевле, чем в рознице около дома, то сегодня ситуация радикально изменилась. Цены сравнялись, а если рассматривать ситуацию с потреблением в комплексе, то масштабные закупки с расчётом на полторы-две недели уже потеряли экономическую целесообразность - с учётом потери времени на поездку и расходов на бензин.
В условиях продолжающегося падения реальных доходов люди всё чаще обращают внимание на объявление про всевозможные скидки и акции. И сетевые магазины шаговой доступности их действительно предлагают. При этом, что касается продуктов питания, ассортимент гипермаркетов и районных супермаркетов во многом схож, если не сказать идентичен. Да и качество товаров на полках настолько похоже, что сложно отдать кому-то предпочтение. Играет свою роль и психология. Людям гораздо комфортнее тратить в магазине каждый день по 500 рублей, чем пять тысяч сразу.
С изменением социально-экономической ситуации в стране гипермаркеты стали терять популярность ровно по тем же причинам, по которым до недавнего прошлого её набирали. Гипермаркеты в подавляющем большинстве случаев находятся в крупных торговых центрах, окружены магазинами-сателлитами, ресторанами и кафе. То есть они изначально были ориентированы на оказание целого комплекса услуг - как сервисных, так и развлекательных. Вот только сегодня большая их часть россиянам просто не по карману. Вот и стараются сограждане по возможности избегать соблазнов, посещая те торговые точки, где поблизости нет ни ресторанов, ни кинотеатров, ни детских игровых комплексов.
Да, гипермаркеты по-прежнему вне конкуренции по ассортименту предлагаемых товаров. Кроме того, они незаменимы для тех, кто привык покупать посуду, бытовую химию, продукты и постельное бельё в одном месте. Но статистика беспристрастна, и она однозначно говорит о том, что мегамоллы в нашей стране испытывают кризис. Ритейлеры уже пересматривают планы дальнейшего развития: отказываются от реализации новых и консервируют незавершённые проекты. Там, где должны были появиться гипермаркеты, открываются пиццерии, аптеки, кафе и небольшие магазинчики. Причём это не только российская тенденция - аналогичная картина наблюдается и в большинстве европейских стран. Там симпатии покупателей тоже постепенно перемещаются в сторону магазинов шаговой доступности.