"Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи". Кто-то эту фразу приписывает барону Ротшильду, кто-то считает, что это английская народная мудрость, кто-то вообще убеждён, что именно так звучит известная русская пословица.
Словом, мысль интернациональная. Но в России - в силу нашего национального менталитета, наверное - она "просыпается" обычно тогда, когда кризисные явления в экономике начинают серьёзно отражаться на уровне жизни людей. Именно в этот момент прослеживается любопытная тенденция в потребительском поведении: люди начинают не только эффективнее расходовать имеющиеся у них деньги, но и эффективнее использовать приобретаемые товары. Если, скажем, в "тучные" времена во многих семьях запекают курицу в духовке целиком, то теперь рачительная хозяйка готовит из неё сразу несколько блюд: кости пустит на суп, филе - на жаркое, и даже, может быть, на салат чего-нибудь оставит. Получается практически безотходное производство.
Однако такая модель потребительского поведения населения в корне противоречит интересам торговли. Вы посмотрите, что творится в магнитогорских торговых точках! Горожане, начавшие экономить и рационально смотреть на свои покупки, наталкиваются на умное, просчитанное маркетологами и незаметное для "вооружённого" глаза "сопротивление". Магазины техники, например, наиболее остро ощутившие спад покупательской активности (стоимость техники сильно "привязана" к валютному курсу), очень быстро адаптировались к новой реальности. Цены на товары, может быть, выросли незначительно по сравнению с аналогичными показателями двух и трёхлетней давности. Но качество… Если ещё в 2014 году техника низких ценовых сегментов (читай: некачественная) почти отсутствовала на полках, то сейчас она буквально заполонила их. Магнитогорские магазины предлагают, например, такие мониторы, которые прежде вообще не появлялись в продаже - просто потому, что значительно уступают по всем характеристикам своим более дорогим "собратьям". Теперь же, когда покупатель идёт в магазин с конкретной целью, не готов переплачивать за бренд и часто покупает товары по промо-акциям, ему умело подсовывают технику из низкого ценового сегмента, но примерно по той же цене, по которой два года назад продавали весьма качественный товар.
Разумная модель потребительского поведения населения почему-то в корне противоречит интересам нашей торговли.
То же самое происходит в продуктовых магазинах. Представители популярных сетей постоянно жалуются, что покупать стали значительно меньше. Но, по большому счёту, покупать меньше продуктов магнитогорцы не стали. Просто они, как разумные потребители, из высоких ценовых сегментов перешли в низкие. И для них тут же нашли "заменители" - дешёвые "аналоги" элитных продуктов, нашпигованные, скажем, дешёвым пальмовым маслом, ставшим притчей во языцех. Картина эта типична для всей страны - недаром о ней всё чаще стали говорить на центральных телеканалах…
Между тем…
- Когда то давно, когда я только начинала торговать, а начинала я с текстиля - полотенца, бельё и т.д., ездила на московский "Черкизон" и брала у китайцев самое дешёвое, - поделилась как-то "сокровенным" одна магнитогорская предпринимательница. - И сидела потом с этим хламом, которым было забито всё вокруг. Но однажды хозяин какой-то точки мне сказал: "Не бойтесь дорогого товара, попробуйте". И дал мне текстиль на реализацию. Неожиданно для меня торговля пошла-поехала! Люди, узнав, что у меня хороший качественный товар, пошли именно ко мне. Тогда я поняла, что работать с дорогим товаром можно гораздо эффективнее, ведь он способствует тому, что появляются постоянные покупатели…
Выходит, и торговля может извлечь выгоду из изречения, приписываемого барону Ротшильду. Тем более, что теоретики продаж утверждают: один раз убедившись в недоброкачественности товара, покупатель в магазин уже не придёт.
Слово "оптимизация" в силу российской специфики давно стало ругательным. Потому что "процесс выбора наилучшего варианта из возможных" превратился у нас в неумную экономию и сокращение. Но "резать по живому" совсем не обязательно - любые экономические проблемы можно решить без "ампутации". Не от хорошей жизни, конечно, но зло тоже можно обратить во благо. Снижение реальных доходов домохозяйств заставляет людей не разбрасываться деньгами, а разумно их экономить и продуманно подходить к любым тратам. Другими словами, оптимизировать свою повседневную жизнь. Следование принципу "Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи" позволяет реально снизить негативные экономические явления для рядового потребителя.