Однако, по мнению экспертов, сейчас не лучшее время для продажи компаний независимо от их профиля.
Согласно данным сайта бесплатных объявлений Avito.ru, в Челябинской области продаётся около двух тысяч кафе, парикмахерских, турагентств, саун, производственных цехов и так далее. Лидерами по продаже готового бизнеса стали Челябинск (1374), Магнитогорск (393) и Миасс (66). Чаще других на продажу выставляется готовый бизнес, связанный с торговлей (748 предложений), сферой услуг (455) и производством (239). По мнению экспертов, эта тенденция вполне ожидаемая и прогнозируемая.
- Ситуацию можно сопоставить с той, которая сложилась в 2008 году, когда люди продавали готовый бизнес с целью обеспечить себе финансовую подушку безопасности. Тогда стоимость продаваемых компаний снизилась в разы, и тот капитал, который владельцы того или иного бизнеса планировали выручить на продаже бизнеса, стал несопоставим с рыночной стоимостью. Тогда многие предприниматели приняли решение сохранить бизнес и продолжали его развивать. Примерно то же самое мы наблюдаем в нынешней ситуации, - прокомментировала Ирина Просвирина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой "Оценка бизнеса и конкурентоспособности" торгово-экономического факультета ЮУрГУ. - Увеличение числа желающих продать готовый бизнес вполне закономерно, но ошибочно мнение, что найдутся клиенты, которые готовы купить этот бизнес на тех условиях, что предлагает продавец. Реальная цена бизнеса под ключ снижается так, как потенциальные покупатели оценивают перспективы. На мой взгляд, сложность заключается сейчас ещё и в том, что велика степень неопределенности ситуации, которая в ближайшее время может как стабилизироваться, так и, наоборот, резко ухудшиться. В любом случае продавать бизнес нужно на подъёме рынка, а не в кризис. Экономически оптимальный вариант - один-два года подождать, поддерживая детище, даже если оно приносит существенно меньшие по сравнению с ожиданиями доходы, чем продавать его или замораживать.