И до сих пор тысячи вполне взрослых дядей и тёть свято верят, что еду на тарелке оставлять плохо. Врачи между тем утверждают: такая установка приводит к тому, что дяди в итоге "вырастают" до 56 размера, а тёти боятся становиться на весы...
Доедая - переедаем
Пресловутое общество чистых тарелок придумали не от хорошей жизни: поколение наших бабушек едой было не избаловано. К ней относились бережно и съедали, разумеется, всё, что попадало в тарелку. Но и попадало туда немного. Сегодня, когда еды достаточно, старая привычка становится опасной: доедая, мы постоянно переедаем. Это приводит к ожирению, а на его фоне развиваются диабет, сердечно-сосудистые болезни, гормональные нарушения и масса других "болезней цивилизации".
- Те, кто привык съедать всё, что лежит в тарелке, попадают в замкнутый круг: они перестают понимать, когда пора остановиться, - объясняет врач-диетолог Марина Студеникина. - В итоге люди накапливают килограммы. Избавиться от этой проблемы довольно сложно. Я, например, рекомендую пациентам отмечать про себя, насколько баллов они голодны: от нуля - "нет голода" до пяти - "очень голоден". Если голод на пять баллов, есть нужно медленно, смотреть только в тарелку, отмечать вкус, запах еды - весь процесс должен занять примерно полчаса. В конце еды нужно ещё раз отметить чувство голода - лучше остановиться на единице, то есть на лёгком голоде. Если с чувством насыщения у человека всё в порядке, он легко может сказать себе: всё, я сыт.
Салата тоже бывает много
Неважно, что именно остаётся в тарелке - сытный гуляш или лёгкий салат, которого, как считается, много не бывает, "потому что трава". На самом деле - ещё как бывает. В плане калорий полная тарелка салата, может, не так ужасна, как такое же количество картошки с мясом. Но проблема тут в другом: впихивая в себя еду, мы перерастягиваем стенки желудка. Вчера переели вполне диетического огуречного салата, сегодня - лёгкого овощного супа, а завтра будет жареная картошка и растянутый желудок потребует такую же порцию. Так что расчёт, что "овощей можно сколько влезет", не работает. Вернуть перерастянутый желудок в нормальные размеры можно, но сложно.
Тарелки - меньше, ложки - мельче
Для желающих покинуть, наконец, пресловутое общество чистых тарелок есть несколько уловок в помощь. Они пригодятся и тем, у кого с выкидыванием недоеденного возникают этические проблемы. Диетологи советуют в буквальном смысле запомнить, как выглядит нужное лично вам количество пищи, и ограничиваться им, даже если кажется, что "маловато будет".
- Голодный человек всегда положит себе больше, чем нужно, - объясняет Марина Студеникина. - Это называется "есть глазами". Лучше класть немного еды и потом взять добавку, чем положить полную тарелку и потом доедать. Тем, кто доедает и переедает, диетологи дают еще несколько подсказок: во-первых, лучше пользоваться маленькой тарелкой, чайной ложкой и десертной вилкой. Тогда будет казаться, что съедено много. Во-вторых, стоит отказаться от посуды тёмных цветов в пользу светлой - на ней чётко видно, что лежит и в каком количестве. В-третьих, под запретом телевизор, книги и Интернет - пока я ем, я не только глух и нем, но и ничего не смотрю, не читаю и не сижу к соцсетях. Обсуждать еду можно. И наконец, в-четвёртых: оказывается, если пища острая или пряная, мы съедаем больше чем нужно, поэтому лучше отказаться от специй. К счастью, лишь на время - до тех пор, пока оставшаяся на тарелке пища не будет вызывать воспоминания о ленинском обществе чистых тарелок и установке "лучше в нас, чем в таз".
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Есть надо желудком, а не глазами
Специалист по коррекции веса, психотерапевт Татьяна Москвитина:
- Когда мне задают вопрос, сколько еды должно лежать на тарелке, я отвечаю: есть надо не глазами, а желудком. То есть определяющим фактором должно стать не внешнее визуальное наблюдение пищи на блюде перед собой - осталось еще что-то или всё уже съедено, а внутреннее ощущение сытости, приятного тепла и наполненности (не переполнения!) желудка. Если почувствовали это, откладывайте столовые приборы и вставайте из-за стола. И неважно, осталась ли на тарелке пища или она пуста.