Учебный год набирает обороты. Школьные предметы, внеурочная деятельность, кружки, секции - серьёзная нагрузка на детей. А ведь ещё есть домашние задания. Зачастую их выполнение сопровождается раздражением ребёнка, а порой и слезами. Как же научить его учиться?
Для начала дайте отдохнуть после школы - почитать, поиграть, погулять. Не задавайте с порога вопросы об оценках и заданиях. Накормите: на сытый желудок пережитые за день огорчения станут незначительными.
С организацией рабочего места старшеклассники справляются самостоятельно, а младшим надо помочь. Условия: достаточное пространство для расположения всего необходимого, хорошее освещение для концентрации внимания, отсутствие отвлекающих факторов, вроде включённого телевизора.
Учите ребенка планировать работу, формируйте навыки самоконтроля. Этому помогает систематическое заполнение дневника: расписание уроков, домашние задания. Пустые строчки - признак общей неорганизованности и отсутствия рабочего настроения.
При подготовке домашних заданий рекомендуется начинать с более сложных и объёмных, требующих наибольших усилий. Ошибка родителей - читать задание за ребёнка и инструктировать. Пусть сам вникнет и объяснит, как понял прочитанное. К работе с черновиками следует приучать с младшей школы, но только для общих заметок, а не для двойного переписывания огромных упражнений.
Не превращайте выполнение задания в пытку, положительно мотивируйте, предложите выбор дополнительной литературы, Интернета. Устраивайте перерывы в восемь-десять минут для пальчиковой гимнастики у малышей и микрозарядки для расслабления мышц и улучшения кровообращения - у старших. Без перерыва усидчивости хватает на 30-45 минут, затем наступает утомление, притупляется внимание. В идеале выполнение домашних заданий требует двух с половиной часов, чтобы осталось время на отдых, прогулку.
В силу индивидуальных особенностей не все дети сразу усваивают материал, поэтому не отказывайте им в дополнительном разъяснении. Но не действуйте за ребёнка, а только корректируйте работу. Пусть трудится сам, даже с ошибками, постарается вникнуть в суть. Если он не понимает вас, не повышайте голос, не сравнивайте с другими детьми, просто ещё раз попытайтесь донести информацию. Возможно, ему необходимо больше времени, чтобы усвоить материал. Формированию учебных навыков способствуют логические игры и загадки, решение кроссвордов, шарад и головоломок, ваши рассказы об интересных событиях и детский пересказ. Не пресекайте вопросы: легче учиться, когда на незнание отвечают знанием.
Завершив работу, пусть ребёнок сначала сам перечитает и перепроверит, затем это сделайте вы. Проверка обязательна для младших школьников: она даст чувство завершенности работы, скажется на уверенности при учительской проверке, выполнении классной работы и ответе у доски. Не нужно указывать ребёнку только на ошибки: это умаляет значимость остальной работы. Лучше вернуться к неверно решённому примеру: "Возможно, есть другой ответ?". Ребёнку важно чувствовать, что выполнение домашнего задания не единственное, чем вы дорожите в его деятельности. В противном случае вы лишь сформируете раздражение и неприятие.
Пока не сформируются навыки самоорганизации и самоконтроля, регулярно помогайте при выполнении заданий, постепенно формируя частичную самостоятельность - так вырабатывается система подготовки уроков. Бывает, он не желает ничего делать сам, отвлекается - значит, будьте рядом, постепенно увеличивайте дистанцию.
Приучайте школьника с детства собирать портфель, помогая поначалу - ведь самостоятельность формируется длительно.
Безусловно, это общие рекомендации. В случаях, требующих индивидуального подхода, можно обратиться в центр социальной помощи семье и детям.