Распоряжение о проведении общероссийской операции «Чистое стекло» с 19 февраля по 5 марта подписал начальник ГИБДД РФ . По словам инспектора отдела пропаганды ГИБДД Санкт-Петербурга Вадима Матвиенко, подобного масштаба операции «в этом и прошлом годах еще не было»: обычно рейды проводятся лишь на уровне субъектов федерации.
– Магнитогорские гаишники к операции готовы, – сообщили нам сотрудники ГИБДД Орджоникидзевского района.
– Многие автовладельцы тонируют стекла транспортного средства, забывая, что по ГОСТу 5727-88 и дополнениям к нему от января 2002 года светопропускание, обеспечивающее обзор водителю, должно быть не менее 75 процентов для ветровых стекол, – отмечает инспектор ГИБДД Орджоникидзевского района Виталий Иконников. – Для передних боковых стекол порог составляет 70 процентов. Во время операции будем активно выявлять автомобили с нарушением тонировки, запрещая их эксплуатацию до устранения замечаний. Нарушителям грозит административная ответственность.
Если стекла автомобиля не соответствуют требованиям, то водитель вправе устранить нарушение на месте, содрав тонировочную пленку, либо заплатить штраф 50 руб. Сотрудник ГИБДД обязан измерить светопропускаемость стекла специальным прибором. Из-за этого правовой статус подобных проверок до сих пор не определен: «инструментальный контроль» и «повторный технический осмотр» на дорогах запрещены КоАПом – это можно делать только в пунктах проведения техосмотра. Однако в ГИБДД сумели найти лазейку в законодательстве.
– Это отнюдь не инструментальный контроль, а применение средств диагностирования, что не запрещено,– объяснил «Коммерсанту» начальник отдела административных правонарушений и дознания управления ГИБДД РФ . – Если стекло черное, то это и так видно, а вот чтобы решить, привлекать водителя к ответственности или нет, нужно определить уровень светопропускаемости с помощью прибора».
Правозащитники настаивают на том, что если автомобиль уже прошел техосмотр, то юридически это дает ему право перемещаться по дорогам без повторной технической проверки на дороге. Кроме того, эксперты опасаются, что водители могут столкнутся с превышениями полномочий сотрудниками ГИБДД. Дело в том, что требования соблюдать нормы светопропускаемости прописаны в ПДД не напрямую, а в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
– Такая формулировка часто приводит к вымогательству со стороны инспекторов,– предупреждает глава Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин. – Не знающих своих прав водителей шантажируют изъятием прав, талона техосмотра и даже эвакуацией автомобиля, вынуждая давать взятки.
Владимир Кузин подчеркнул, что проверка светопропускаемости стекол осуществляется только на стационарных постах, а не на дороге.