В России XVIII века педагоги не ставили отметок, а подробно описывали свои впечатления от работы ученика: "посредственное учение" или "похвальное". Многие составляли подробные характеристики, которые помогали разобраться в неудачах ученикам и преподавателям. Ломоносов предлагал использовать аббревиатуры вроде "в. и." - всё исполнил, "н. у." - не знал урока. Всего в его варианте было десять оценок знаний, в том числе эмоциональная: "ш." - шабаш. Кстати, некоторые современные преподаватели тоже считают, что оценивать знания нужно по десятибалльной системе. Правда, используя всё-таки цифры, а не буквы. И ещё предлагают отменить оценки по физкультуре, музыке и рисованию, потому что это слишком индивидуально.
В Царскосельском лицее была принята пятибалльная шкала. Только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка - худшей. Затем эта система каким-то образом "перевернулась". Кстати, в XIX веке в учебных заведениях ставили ещё и ноли. И за два ноля по одному предмету следовало телесное наказание.
Сегодняшняя российская пятибалльная система фактически трехбалльная. Единиц педагоги обычно не ставят, а двойки не попадают в итоговые оценки.
Многие мыслители и педагоги уже не раз пытались отменить систему оценок. Так, Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, в которой учителя никак не проверяли знания школьников и даже не следили за посещаемостью. Предполагалось, что преподаватели так заинтересуют детей, что они будут сами бегать на уроки и требовать новых знаний. Школа проработала десять лет.
Вторая попытка избавиться от оценок была предпринята А. В. Луначарским в 1918 году. Он подписал постановление, отменявшее любые экзамены, наказания и даже баллы. Успеваемость резко упала, и было решено вернуться к единицам и пятеркам. Впрочем, эта идея продолжает привлекать отдельных педагогов и наверняка понравилась бы многим учащимся. В некоторых альтернативных школах обходятся без оценок и сейчас.