Законом вводятся невозвратные тарифы на авиаперевозки, при которых стоимость билета в случае отказа пассажира от перевозки не возвращается.
Согласно документу, создаются равные конкурентные условия для российских и иностранных перевозчиков, а также стимулы для снижения стоимости авиабилетов и развития лоукостеров (бюджетных перевозчиков) в России.
Документ предоставляет авиапассажирам возможность выбора тарифов, учитывающих риски их отказа от перевозки (возвратные), и тарифов, из которых такие риски исключены (невозвратные). В случае выбора невозвратных тарифов пассажиру, отказавшемуся от полета, могут быть возвращены неиспользованные суммы, которые авиакомпания взимает в пользу других организаций на территории других государств.
При выборе пассажиром возвратного тарифа авиакомпании предоставляется право удерживать из возвращаемой стоимости авиабилета не только неустойку в размере 25%, если билет возвращен менее чем за сутки до вылета, но и сумму фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору перевозки. Перевозчик вправе уменьшить размер неустойки.
Пассажиру, который уведомил перевозчика об отказе от перевозки после окончания установленного времени регистрации на указанный в билете рейс, провозная плата не возвращается.
Согласно закону, независимо от выбора тарифа провозная плата будет возвращена в случае вынужденного отказа от полета в связи с болезнью пассажира или летящего с ним члена его семьи или близкого родственника, либо смертью последних. Плата также возвращается пассажиру, вынужденному отказаться от перевозки из-за задержки отправления воздушного судна.
В настоящее время Воздушный кодекс не допускает применение авиакомпаниями невозвратных тарифов. Не предусматривается и компенсация расходов авиакомпании на бронирование и оформление перевозочных документов в случае отказа пассажира от перевозки. В результате, риски отказов пассажиров от перевозки учитываются российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, что ведет к увеличению стоимости авиабилетов.
Документ был принят Госдумой 4 апреля и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 г.