Их образы создавали драматурги, писатели, режиссеры, и даже сегодня не всегда понятно, чего в этих произведениях больше - правды или вымысла. Смотрите на телеканале ТВЦ в среду, 6 мая, в 22:30, премьеру документальной ленты "Разведчики. Смертельная игра", посвящённой фильмам о людях этой профессии и их прототипам.
Очевидцы рассказывают, что Леонид Ильич Брежнев, посмотрев "Семнадцать мгновений весны", посчитал, что Макс Отто фон Штирлиц (он же - полковник Максим Максимович Исаев) - реальный персонаж, и потребовал присвоить ему звание Героя Советского Союза. Но генсеку объяснили, что такого человека не было, и тот опечалился. "Тогда дайте Героя этому красивому артисту!" - сказал Брежнев, и вскоре Вячеслав Тихонов стал Героем Социалистического Труда.
Идею создания фильма поддержал лично Юрий Владимирович Андропов - в ту пору - глава КГБ. На тот момент это была самая длинная советская картина - 12 серий. Герой оказался в самом логове врага, а его противники были умны и обаятельны. Так, например, Мюллера в исполнении Леонида Броневого зрители цитировали чуть ли не чаще, чем самого Штирлица.
Сам же Штирлиц словно сошел с одного из отечественных агитационных плакатов того времени. Всегда трезвый, хранящий верность супруге, способный на решительные поступки. Он мгновенно завоевал популярность и стал воплощением идеального мужчины. Но пока мужская часть зрителей следила за детективной линией, зрительницы рыдали, представляя себя на месте героини Екатерины Шашковой, исполнившей роль жены Штирлица. А супруги разведчиков даже написали Шашковой благодарственное письмо.
Из-за чего же поссорились прямо на съёмочной площадке режиссёр фильма Татьяна Лиознова и писатель Юлиан Семенов, который и "произвел на свет" Максима Максимыча Исаева? Были ли прототипы у любимого народом разведчика? Какие события картины, по мнению ветеранов разведки, в реальной жизни никогда не могли произойти?
А первым по-настоящему интригующим детективом, в котором наш разведчик успешно, хотя и не без риска, переигрывает спецслужбы третьего рейха, стал фильм "Щит и меч", прототипом главного героя которого изначально должен был стать Рудольф Абель. Но проводить прямые параллели было нельзя, и на Абеля намекает только имя главного героя - Александр Белов - А-Бел.
Идея экранизации одноименного романа Вадима Кожевникова возникла в преддверии пятидесятилетия советской разведки, которое собирались отмечать в ноябре 1967 года. К этой дате в верхах и решили снять фильм.
Владимир Басов уже тогда был опытным режиссером, снял десяток фильмов. Но главной причиной, по которой ему доверили съемки киносаги, был опыт другого рода - фронтовой. Перед началом работы над фильмом по просьбе Басова ему устроили встречу с настоящими разведчиками - под видом творческого вечера. По понятным причинам имен режиссеру не сообщили, но после встречи он понял, что и лиц собеседников вспомнить не может. Так стало ясно, что на главную роль нужно искать не супермена, а актера особенной, не яркой внешности.
Почему выбор пал на Станислава Любшина? И что помешало актёру самому стать разведчиком? С какой просьбой он обратился в своём письме к Берия? Как получилось, что декорациями к фильму послужили настоящие полуразрушенные берлинские дома вдоль поврежденных набережных каналов и груды дымящихся еще развалин? Какая часть работы разведчика получилась в фильме достоверной?
В документальном фильме "Разведчики. Смертельная игра" рассказывается также об истории создания фильмов "В августе 44-го" и "Тегеран-43".
В "Августе…", который был снят по мотивам романа Владимира Богомолова, всё - плод фантазии. А между тем автор был обвинен в разглашении информации государственной важности. Его даже вызывали по этому поводу на Лубянку. Мол, где и когда он мог видеть секретную документацию? Любопытно, что из всей съёмочной группы лишь Евгений Миронов приходил советоваться с Богомоловым ещё до начала работы.
Вот что рассказывает в документальном фильме сам артист:
- Что касается моих приставаний к нему, мне хотелось найти главного героя, понять суть этой профессии. СМЕРШ я все-таки представлял себе, но как к этому Владимир Иосифович относится - мне было интересно. Могу сказать, что я и получил от него сполна…
К примеру, актер попросил Богомолова подсказать, что в реальной жизни мог напевать Алехин (герой Евгения Миронова). Богомолов предложил частушки.
- Я таких выражений не слышал! - вспоминает Евгений Миронов. - Прелесть. Но в картину эти частушки не могли войти по известным причинам. Пришлось довольствоваться прописанным ещё в романе цензурным вариантом.
Хотя все герои были придуманы автором, сценарий фильма был основан на реальных событиях. В августе-сентябре 1944-го на освобожденные советскими войсками территории были заброшены три группы немецких диверсантов, имевшие приказ уничтожить Сталина. На чём же погорел на самом деле супер-диверсант Петр Таврин? Почему много подробностей было вырезано из фильма? Чем был недоволен Владимир Богомолов?
А что послужило толчком к написанию сценария фильма "Тегеран-43"? Могло ли быть на самом деле организовано покушение на лидеров "Большой тройки"? В чём режиссерам Алову и Наумову удалось убедить руководителя КГБ?
Ответы на эти и другие вопросы зрители телеканала ТВЦ получат, посмотрев премьеру документального фильма "Разведчики. Смертельная игра" в среду, 6 мая, в 22:30. А ещё их ждут интересные комментарии от ветеранов разведки.