Гуляя по городу, часто можно видеть на стенах зданий странные надписи типа "Саша плюс Маша равно любовь" или "Мой телефон такой-то, звоните". Примеров подобной "живописи" масса.
Практически в каждом дворе есть стены с автографами, рисунками, комментариями и даже лозунгами. Нередко таинственные послания содержат ненормативную лексику и иностранные слова. Кто использует стены наших домов в качестве полотен? Кому адресованы эти письма? Какой смысл в них заложен?
Психологи утверждают, что надписи вроде "Здесь был Петя" - не что иное, как самоутверждение. Признания в любви, призывы к чему-либо - способ анонимно выразить свою позицию. К примеру, в пресловутом "Саша плюс Маша", скорее всего, Саша стесняется открыто выразить свои чувства к Маше, юноше проще это сделать с помощью словесной формулы на стене соседнего дома. Подразумевается, что Мария поймет "тайный смысл" послания и соответствующим образом отреагирует на него. То же самое с номерами телефонов, IСQ, адресами. Силен подражательный элемент, и здания превращаются в своеобразную социальную сеть, посредством которой можно передать эмоции, найти друзей, отметить факт своего пребывания здесь и сейчас. С приходом в повседневную жизнь Интернета мода на подобные послания уходит - теперь Всемирная паутина заменяет подросткам улицу.
- Фразу "Я тут был", выполненную зачастую в далекой от оригинальности манере, оставляют чикокеры - так называют начинающих граффитчиков, - поясняет один из "ветеранов" граффити-культуры Магнитогорска Василий Иванов. - Чаще всего это вообще не граффити. Настоящий граффитчик стремится к художественному выражению заранее продуманной концепции. Для этого мало придумать слова, нужно их подать. Граффити, как вид творчества, сродни дизайнерскому делу, где учитывается не только композиция, но и среда, в которую ей предстоит вписаться. Многие из тех, кто серьезно занимается граффити, впоследствии становятся профессиональными дизайнерами, архитекторами, художниками. Сейчас в среде магнитогорских граффитчиков смена поколений. И если первый всплеск интереса к уличному творчеству был частью моды на хип-хоп, то сейчас создатели граффити не обязательно увлекаются рэпом. Из старого поколения осталось "в тусовке" только несколько человек, таких как Паша Viruzz - для которых это уже не просто хобби, а образ жизни. Серьезное отношение к делу определяет и подход к нему: у нас практически нет любителей экстрима, нарушающих правопорядок и общественное спокойствие. Негативное представление о субкультуре в целом сложилось из-за ряда течений экстремального характера, которые у нас в городе практически не представлены. В качестве объектов мы выбираем заброшенные здания или гаражи - дабы лишний раз не задеть эстетических вкусов прохожих. Хотя опыт показывает, что мы могли бы сделать город ярче. Пример: фестиваль граффити на стенах воинской части, проводившийся в 2005-2006 годах. Пока ситуация такова: художник создает произведение, фотографирует его и выкладывает фотографию в Интернет для обсуждения. Другие граффитчики - не только из этого города - оценивают его работу, делятся опытом, дают советы...
Замысловато выполненная подпись или изображение на гараже могут быть адресованы людям из других городов или даже стран. Чье-то признание в любви - попытка донести чувство до объекта, призыв - способ самоутвердиться и найти единомышленников. А мы ходим мимо и наивно думаем, что это хулиганство и ничего более.