Правда, в списке фамилий труппы - сплошь иноязычные имена, потому что фильм снят на средства Франции, Германии и Голландии. Да и содержание его интернационально. Или - наднационально.
Мы уже видели Эрмитаж одним долгим непрерывающимся кадром в Сокуровском "Русском ковчеге" (0+). Новый фильм, о Лувре, снятый в похожей манере, хоть и отсылает эпизодами к Эрмитажу блокадной поры, - ближе к "ковчегу европейскому". Документальные кадры военного времени здесь перемежаются с игровыми "под архивные". Реально существовавшие в истории персонажи разных эпох перемешаны с мифическими: директор Лувра Жак Жожар, офицер-интендант из оккупационных немецких войск Вольф-Меттерних, Наполеон, Марианна - символ Французской республики и самой Свободы во фригийском колпаке. Событийная канва как будто предполагает детектив: в разгар второй мировой войны Жак Жожар и Вольф-Меттерних душой и делом противятся переправке предметов искусства в фашистскую Германию. Но содержание картины шире - это размышление о европейских ценностях, озвученное голосом самого Сокурова. Искусство выше суеты и политики, следует из фильма. И, может, по той же причине, по какой дирекции Лувра не понравился сценарий и финал, а Каннский кинофестиваль отказался от демонстрации фильма, на конкурсе в Венеции ему аплодировали стоя.
Режиссёр не отделяет европейское искусство от российского, зачастую подчёркивая единство музыкальной канвой, где "Старинная французская песенка" Чайковского звучит так же органично, как Гимн СССР. Быть может, в этом соседстве европейского и русского содержится ответ на вопрос о спасении: не стоит делить ковчеги на восточный и западный - он один на всех, и он - в искусстве.