Даже если текущие ограничения будут сняты, россияне продолжат сокращение расходов практически по всем направлениям - на продукты и одежду, досуг и отдых, рестораны и кино...
Так, потребители планируют сократить расходы почти на все продукты питания, за исключением свежих, отмечают эксперты. А те россияне, кто пока увеличивает расходы в продуктовой категории, делают это исключительно ради создания запасов в период самоизоляции.
В ближайшие полгода снизить собственные затраты на бакалею планируют 15 процентов респондентов, на мороженые продукты и консервы - 16 процентов, на алкоголь - 28 процентов. На одежде и обуви в ближайшие шесть месяцев будут экономить от 19 до 37 процентов респондентов в зависимости от категории.
Кроме того, отмечается в исследовании компании BCG и холдинга "Ромир", 25 процентов российских потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29 процентов - на парфюмерию, 34 процента - на мебель и предметы интерьера, 35-37 процентов - на электронику и бытовую технику, 39-43 процента - на посещение концертов, кинотеатров и ресторанов.
В целом росияне сокращают свои траты в большей степени, чем потребители на других развивающихся рынках, отмечают эксперты.
"Россия вместе со всем миром находится в "идеальном шторме". Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг - естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьёзной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные", - комментирует результаты исследования президент исследовательского холдинга "Ромир", доктор социологических наук Андрей Милёхин.
Дальнейшего снижения расходов в ближайшие полгода ожидают 15 процентов российских потребителей. Это третий результат после Италии, где таких респондентов 18 процентов, и США, где экономить готовятся 16 процентов.
Эксперты BCG и "Ромир" полагают, что по сравнению с представителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьёзно как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее 75 процентов респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40 процентов не уверены в устойчивости своего финансового положения.