Авторы стратегии приводят интересные цифры. Россия на первом месте в мире по экспорту никеля и алюминия, на втором - по производству алюминия, никеля и титана. Чёрная металлургия даёт 1,4 процента ВВП страны, около шести процентов валютных поступлений. На неё приходится 15 процентов всех железнодорожных перевозок, 5,3 процента потребления электроэнергии, 5,8 процента - газа. Добавим цветмет, у которого - 2,3 процента ВВП, почти четыре процента объёма российского промышленного производства, 3,6 процента экспорта.
В общем, отрасль немаленькая по любым мировым меркам. У России пятое место в мире по производству стали (после КНР, Японии, США, Индии). По экспорту - четвёртое (перед нами Китай, Япония и Германия). При этом по внутреннему потреблению стали мы на шестом месте в мире. Проблема в том, что, если внутренний российский спрос на сталь будет расти нынешними темпами, к 2020 году наша страна станет четвёртым в мире рынком металлов. Поэтому так важно резко нарастить стальное производство - чтобы и экспорт увеличить, и самим хватило.
Цели ясны, с методами сложнее. Главная проблема - ресурсы. "Считается, будто российская металлургия пользуется преимуществом дешёвых энергоносителей. Это давно неправда. С 2009 года цены на газ для промышленности выросли в 2,5 раза, стоимость железнодорожных перевозок - в два раза. Но стоимость сталей в среднем увеличилась только на 20 процентов", - говорит директор ЦНИИчермет имени Бардина К. Косырев.
У цветной металлургии - особая проблема. Как ни удивительно, в России - дефицит запасов цветных металлов. Не потому, что нет - просто последние 20 лет их не разведывали. Нужно поднимать отрасль. Для этого прежде всего требуются деньги. По плану в 2014-2030 гг. компании вложат в создание новых металлургических мощностей 1,25 триллиона рублей. В результате лицо отрасли изменится до неузнаваемости. Например, по плану Минпромторга, уже в 2016 году в РФ не останется знаменитых мартеновских печей (в нынешних условиях технология устарела).