В Челябинском пансионате "Сфера" прошел областной форум журналистов "Стратегия-2020 и региональные СМИ".
Мероприятие, организованное региональным отделением Союза журналистов России, собрало более 60 представителей печатных и электронных СМИ, депутатов, ученых, общественных деятелей.
Большой интерес вызвали выступления Сергея Сапожникова, доктора технических наук, профессора ЮУрГУ, и Виктора Федорова, доцента, кандидата технических наук этого же вуза.
В области накоплен "большой пакет" инновационных разработок, которые могли бы изменить многие процессы и повысить качество жизни человека. Но по определению, инновации - это доведенные до внедрения новые разработки, востребованные рынком и хорошо продаваемые.
Но тут и возникает противоречие. Рынок не знает об этих замечательных идеях, потому, что разработчики не могут идеи превратить в продукт и представить его потребителю. Законодательно не прописан механизм финансирования "претворения идей в жизнь".
Когда мы жили в социалистическом государстве, инновационный процесс стимулировало государство. Чаще всего это были заказы для военно-оборонных и космических программ.
Сейчас закон предписывает заниматься научно-исследовательской деятельностью и созданием "пилотных" экземпляров нового продукта предприятиям и организациям за счет собственной прибыли. Но желающих свою прибыль отдавать чужим людям, которые, может быть, придумают или уже придумали что-то замечательное, среди бизнесменов не заметно.
Было решено создать технопарки. Но кто и в каком объеме будет финансировать их деятельность - неизвестно. Можно создавать технопарки при крупных промышленных предприятиях, где есть конструкторские бюро, технические базы. Первыми в Челябинской области технопарк создали в Магнитогорске. В областном фонде поддержки инновационных технологий зарегистрировано около 40 идей, разработанных в малых предприятиях.
Журналистам показали несколько демонстрационных проектов: электронная система управления для нефтяных станков-качалок, устройство для сушки древесины, оборудование для утилизации углеводородных отходов, ветрогенератор роторного типа, уникальный композитный материал сталефибробетон и другие.
Не меньший интерес у собравшихся вызвала информация о нанотехнологиях. Нано - это одна миллиардная часть чего-либо. Нанотехнологии - это способы манипулирования объектами, состоящими из наночастиц.
Во всем мире интерес к этой сфере деятельности человека растет постоянно. В нашей стране создана государственная корпорация нанотехнологий (Роснанотех), которую возглавляет Анатолий Чубайс. Из 600 поданных за полтора года заявок Роснанотех профинансировал внедрение только трех.
И тут опять "законодательная заковыка". Деятельность Роснанотеха финансируется за счет прибыли, полученной от вложения выделенных бюджетных средств. Рассчитать, когда внедрение нанотехнологий принесет прибыль, труднее, чем подсчитать, сколько можно получить от вложения средств в крупнейшие зарубежные банки. Поэтому большая часть средств, выделенных государством Роснанотеху, размещена в иностранных банках. В настоящий момент в ЮУрГУ создана база для нанотехнологических исследований, которая доступна не только ученым, но и студентам.
На форуме также состоялся разговор о состоянии областной журналистики в период экономической нестабильности. Юрий Зацепилин, член Общественной палаты Челябинской области, и Владислав Писанов, председатель регионального отделения Союза журналистов России, не скрывали сложностей нынешнего момента.
Но вместе с тем подчеркивали, что экономика не может существовать без информационной политики, а политика невозможна без экономики. И сегодня снижение рекламного поля, за счет которого осуществляют свою деятельность большинство СМИ области, - явление временное. Но как только начнется подъем экономики (в речах выступавших активно прогнозировалось, что это произойдет в марте-апреле), рекламный рынок стремительно "самовозродится" и значительно вырастет. А в настоящий момент, как возможный выход из сложного периода, рассматривается создание мультипликационных СМИ: объединение ресурсов электронных (радио, телевидения) и печатных (газет, журналов). Так работают многие СМИ на Западе, о чем шла речь на областном фестивале СМИ, прошедшем на базе санатория "Юбилейный" в мае 2008 года.
Из 1060 СМИ, зарегистрированных в области, официально закрылись пять. "Но это были "пришлые" медиасредства, - подчеркнул Писанов. - На рынке остались те, кто востребован. Людям нужны интересные, добротные материалы, а не перенасыщенные рекламой издания. Кризис позволит выжить лучшим, пробьются те, кто умеет хорошо и много работать". В том, что редакциям нужны наступательная стратегия и свежие идеи, участники форума были единодушны.
Но главной задачей Общественной палаты и ЧРО СЖР в данный момент является защита таланта и профессионализма членов союза. Сохранить кадры - это сверхзадача каждого руководителя. О том, что в области есть кого беречь, участники форума еще раз убедились во время подведения итогов областного форума "Лучший в жанре"
"Лучший в жанре"
Конкурс под таким названием провело Челябинское региональное отделение Союза журналистов России. Условия этого конкурса отличались от всех привычных требований. Обычно журналисты печатных СМИ отсылают свои работы вместе с газетой или журналом, тем самым подтверждая, что данная работы была опубликована. Здесь - на чистом листе формата А-4 надо было вывести название материала и текст. Все - никаких подписей, названия СМИ, даты публикации.
Собрав таким образом работы конкурсантов, Челябинское отделение союза отправило материалы в Екатеринбург, предварительно договорившись, что коллеги оценят работу южноуральских журналистов в жанрах очерка, репортажа, фельетона.
Итоги конкурса были подведены в последний день работы форума.
В номинации "Очерк" первое место завоевала магнитогорская журналистка Елизавета Сокол ("Падчерица" - журнал "Партнер").