"Вы с детства впитали все тонкости актёрской профессии, достойно продолжили знаменитую творческую династию, обогатили отечественное театральное и киноискусство яркими, самобытными работами. И, конечно, во многом благодаря вашему таланту, неиссякаемой энергии и особому режиссёрскому чутью - "Сатирикон", которому вы преданно служите на протяжении долгих лет, его интересные премьеры и богатый репертуар пользуются неизменным вниманием публики", - говорится в поздравительной телеграмме.
К юбилею Константина Райкина на Первом канале - документальный фильм, в котором об одном из самых закрытых российских артистов расскажут его коллеги, близкие и ученики.
Он родился в семье великого Аркадия Исааковича Райкина. Ему досталась неимоверно сложная задача - доказать всем, что он тоже Райкин, но - другой. В театральном училище сомневающегося и зажатого студента Райкина-младшего называли не иначе как "несчастный сын гениальных родителей". Его не раз упрекали в бездарности, пытались "сломать" постоянным сравнением со знаменитым отцом. Критики писали, что "природа отдохнула", а однажды просто безжалостно окрестили начинающего актера Костю Райкина "ошибкой"... Он страшно переживал, но, кажется, его это только закалило. И сегодня Константин Аркадьевич - это по-настоящему заслуженный актёр и режиссёр. Так что можно смело утверждать, что Райкин - это еще и поистине сильный характер.
Константин Райкин одержим театром. В этой родной для него стихии - он неуёмен и даже безумен. Не зря вся труппа родного "Сатирикона", ученики и друзья зовут Райкина не иначе как "наш бесноватый", а театр, которым руководит Константин Аркадьевич, "театром строгого режима".
Фильм, посвящённый знаменитому артисту, в полной мере отразит и его строгость, и его бесноватость, а также расскажет о том, какой непростой путь пришлось пройти Константину Райкину, прежде чем он обрел свое счастье в профессии и в любви.
В фильме приняли участие: Полина Райкина - дочь, Екатерина Райкина - сестра, Марина Неёлова, Константин Хабенский, Михаил Козаков, Владимир Машков, Никита Михалков, Максим Аверин, Галина Волчек и другие.
Первый канал, 12 июля, 13.40 (12+).
Высказывания заслуженного актёра и режиссёра об искусстве и жизни
О театре
В театре нет ничего серьёзнее, чем успех. Если хороший спектакль не имеет успеха, это обязательно ошибка. Именно когда речь идёт о театре. Если о скульптуре, например, - тогда это трагично, но допустимо. Потому что у скульптуры в буквальном смысле есть время. А театр, вернее, каждый театральный спектакль не имеет будущего времени. Он - искусство настоящего времени. Если тебя в театре не понимают сейчас, не поймут уже никогда.
Театральный артист - это ещё и человек общественный. Театр - это команда, умение жить общими, а не узкоэгоистическими интересами, чувство товарищества, партнёрства. Это особо важная вещь - то, что не обязательно для артиста кино. Вообще кино - замечательный вид искусства, но очень мало развивающий артиста. Кино, даже хорошее, не предполагает поиска, проб, там ты успеваешь сделать только то, что ты и так уже умеешь. А где ты этому учишься? В театре. Кино - просто потребитель.
Я считаю абсолютно неправильным повторять спектакли. Это песня, спетая один раз. В этом и смысл театра. Срок жизни спектакля - пять лет. Семь - это уже старожил.
Театр - это ведь такое дело: его все время надо взбивать со всех сторон, как подушку. Отвернулся - разладилось все.
О таланте, славе и самооценке
Аплодировать в знак памяти невозможно. И знаменитым по блату не станешь. Как и по родству. Обратите внимание, такова правда театрального мира - никого так не любят, как театральных актёров. Ибо при тебе и для тебя печётся пирожок неповторимого - спектакль. Но никого так быстро - по той же причине - не забывают. Живой средний артист лучше умершего гения.
Я не люблю так называемое концептуальное искусство. Я не люблю абстракционизма. Всё это эстетство занимается только тем, что страстно, самозабвенно, слюняво целует дьявола в зад. Они все убеждены, что жизнь - дерьмо, но почему-то при этом не стреляются, а напротив, этим кокетничают.
Главный грех, главный соблазн вообще - это делать что-либо только ради того, чтобы повышать самооценку. Работать только на свое мнение о себе. А настоящее зло совершается ради самооценки; вот всё, что делается ради неё, - и есть дьявол.
В искусстве среди мастеров соревнования быть не должно. На олимпе его нет. Конкуренция начинается ниже, соревноваться должны подмастерья.
Слава отца - только его слава. Я никогда не пользовался тем, что мне не принадлежит. К тому же, идти "по его стопам" было бы попросту невозможно, ведь папа всегда работал в жанре под названием "Аркадий Райкин". Он открыл этот жанр, он же его и закрыл. От отца я перенял отношение к делу, к профессии. Он был трудоголиком, жил работой. В этом мы похожи. Это у женщин существуют еще другие сферы, куда можно уйти - материнство, семья. У мужчины обычно более узкий путь - профессия.
О себе
Повышенный интерес ко мне, как к сыну Райкина, меня всегда очень конфузил. Меня не понимала даже обожаемая мною нянька. Помню, как, протискиваясь сквозь очередь на детский спектакль, она приговаривала: "Пустите, это сын Райкина!" Это было проклятьем моей жизни.
Я тугодум. Я, например, никогда не понимаю сюжета в театре - кто кому дядя, тётя. Поэтому я легко могу смотреть спектакли на иностранном языке, потому что я и на русском не понимаю хитросплетений сюжета никогда.
У меня сложные отношения с собой, и всё равно, когда я слышу в свой адрес какие-то критические вещи, разве могут они сравниваться с теми, что я сам себе инкриминирую? И разве могут достичь похвалы в мой адрес того уровня притязаний, который я сам имею? Да никогда в жизни. Это даже невозможно выговорить, чего я хочу от себя.
Я знаю, от меня можно устать, я очень настырный, всё время говорю одно и то же.
Я ценю свою демократичность и похожесть на остальных. Я не тот рефлексирующий режиссёр, который понимает то, что больше не понимает никто, и поэтому осуждён нравиться только самому себе.
О времени
Родители не должны забывать, что их голос с какого-то момента становится не главным, а совещательным. Из-за кулис. Все родительские нажимы на взрослеющих детей не просто ошибка, а преступление. Родители, проявляющие волюнтаризм по отношению к своим детям, рискуют быть посланными далеко, надолго и вполне справедливо.
В СССР было столько идиотизма, что все хорошее этим совершенно обесценивалось и, в конце концов, поглотилось. Но в СССР, по крайней мере, у людей был смысл: либо в этом участвовать, либо этому противостоять. Сейчас этот смысл надо придумывать себе самостоятельно.
Молодость - это неумение, период мучений от отсутствия мастерства. Я бы не хотел к этому возвращаться...