Об этом ученые напомнили представителям молодого поколения в преддверии 50-летия первого полета человека в космос.
Именно в Снежинске в советские годы разработали РДС-202 - самую большую и мощную бомбу, с легкой руки Никиты Хрущева получившую название "Кузькина мать". Изделие впечатляет и поныне: 100 мегатонн, вес 25 тонн, длина 8 метров. Вместе с бомбой создавалась тормозная система - сложное устройство весом около полутонны. Задачу решали вместе с Московским НИИ парашютостроения. Это была уникальная по тем временам разработка. Купола и стропы запрессовывали в трубу с крышкой. Электросигнал отстреливал пиропатрон с вытяжным парашютом. Когда он наполнялся набегающим потоком воздуха, из малой упаковки выдергивались три тормозных парашюта, и только после этого раскрывался основной - 1600 квадратных метров капрона. Ткань рвалась от нагрузки. Тогда научный руководитель и главный конструктор института Кирилл Иванович Щелкин предложили сделать в ней "дырочки". Специалисты провели расчеты, и в нужных местах ткань "выщипнули". Маленькие отверстия снимали местное напряжение и распределяли потоки воздуха. Всей разработкой парашюта занимались несколько сотен человек, естественно, в обстановке строжайшей секретности.
В 1959 году к уральским физикам обратились из КБ Сергея Королева. После некоторых конструкторских доработок система была впервые применена 12 апреля 1961 года для возвращения с орбиты первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Специалисты в Челябинске-70, ныне Снежинске, радовались вместе со всем советским народом, и только несколько руководителей института знали о вкладе своего НИИ в покорение космоса.
Образец парашюта - такого же, как тот, что послужил для "Кузькиной матери" и для бережной доставки на землю Юрия Гагарина, можно увидеть в музее Ядерного центра ЗАТО и сегодня.